Версия для слабовидящих Личный кабинет Личный кабинет


МЕТРОЛОГИЯ










ИСПЫТАНИЯ ПРОДУКЦИИ

ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ (ТУ)

СТАНДАРТИЗАЦИЯ

НАИЛУЧШИЕ ДОСТУПНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

СЕРТИФИКАЦИЯ

ТЕЗАУРУС

Уголок потребителя

Экспертные программы

Наш музей (каталог).JPEG
var-2.JPEG zerkalo-pressy.JPEG b-s-01.JPEG

ДОСТУПНАЯ СРЕДА


РОССИЙСКАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

В 2015 году мы отметили  90-летие Росстандарта и Российской стандартизации!
Знаковым образом эта веха в истории стандартизации совпала с финишным этапом процедуры принятия Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации», вступление в силу которого послужит эффективным инструментом  социально-экономического развития и формирования инновационного потенциала страны, модернизации экономики,  повышения качества продукции и ее конкурентоспособности, охраны окружающей среды, обеспечения продовольственной безопасности и товарной независимости государства, укрепления его обороны.

29 сентября 2015 года начался 1 этап вступления в силу  ФЗ от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации».

1 июля 2016 года закон «О стандартизации в Российской Федерации» вступил в полную силу.


Глава Минпромторга Денис Мантуров призывает бизнес  осознать  смысл изменений, происходящих в сфере стандартизации: Стандартизация и метрология должны стать ключевыми в определении промышленной политики.

СТАНДАРТИЗАЦИЯ

Manturov.jpg


Глава Минпромторга Денис Мантуров призывает бизнес  осознать  смысл изменений, происходящих в сфере стандартизации:


"Стандартизация и метрология должны стать ключевыми в определении промышленной политики"
(из выступления на коллегии Росстандарта)






Для толкования дефиниции «стандартизация» воспользуемся Руководством ИСО/МЭК 2:200:

«Стандартизация  - деятельность, направленная на достижение  оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач.
Важнейшими результатами деятельности по стандартизации являются повышение степени соответствия продукции, процессов и услуг их функциональному назначению, устранение барьеров в торговле и содействие научно-техническому сотрудничеству».

Конечно, такое определение стандартизации известно разве что специалистам. Для большинства обычных людей стандарт – «Это когда все сходится»! Когда все правильно сделано. Качественно!
Поэтому многие потребители без долгих раздумий отдают предпочтение той продукции, которая изготовлена по стандарту. Такая продукция вызывает большее и обоснованное доверие. Сегодня это лучшая реклама – «Сделано по стандарту»!

А.В. Абрамов, Руководитель Росстандарта.jpg

   Руководитель Росстандарта Абрамов Алексей Владимирович:


 «Закон «О стандартизации в Российской Федерации» станет инструментом для раскручивания «маховика»  отечественной промышленности»





Стандарт является продуктом гражданского общества. В разработку стандартов вовлечено огромное число экспертов, работающих в национальных и международных технических комитетах. Именно они являются основной силой стандартизации


слай 6.JPG

За 90 лет накоплен большой и конструктивный  опыт стандартизации. Стандартизация помогла провести индустриализацию, создать вооружения, без которых не выиграть было войны… Помогла восстановить послевоенную экономику, добиться в последующем военного паритета с вероятным противником. Даже наши зарубежные партнеры признавали эффективность государственной стандартизации. Официальным тому подтверждением избрание Президентом Международной организации по стандартизации (ИСО) Василия Васильевича Бойцова – многолетнего руководителя Госстандарта СССР и  главного создателя Государственной системы стандартизации СССР.

Но пришли новые времена.  Новая экономика. Рыночная. Как пишет генеральный директор ФБУ «Ростест-Москва» В.Н. Бас в предисловии к учебно-практическому пособию «Стандартизация для малого и среднего бизнеса»: «В прежние  времена  стандартизация  носила специфический  характер, поскольку была нацелена на  обслуживание  нерыночной экономики, и главная ее задача  состояла в том, чтобы в отсутствие реальной конкуренции  госрегулированием поддерживать оптимальный уровень качества.  Такой подход привел к  зарегламентированности «всего и вся», в результате чего в обществе стало складываться превратное отношение к стандартизации, что сказалось на направленности начавшейся реформы». 
Но в реформах, как в медицине, важно – не навредить! Здесь же вместе водой чуть не выплеснули и ребенка. В смысле – стандарты.
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации были установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения».
Обязательными для исполнения стали технические регламенты, устанавливающие лишь требования по безопасности. А стандарты, которые у людей привычно ассоциируются с требованиями по качеству, были переведены в  категорию документов добровольного применения.  Люди до сих пор не могут понять, на каком основании продукт  маркируется многообещающей аббревиатурой «ГОСТ», если к качеству оного никакого отношения  не имеет?! Ответ простой -   за несоблюдение  документов добровольного применения наказание  не предусмотрено! Вопреки известной поговорке: хоть груздем назовись, ничего не будет! 

Словом, скоро стали  очевидны издержки недооценки  роли и значения стандартизации, как основы доказательной базы исполнения обязательных требований по безопасности, как фактора модернизации производства и внедрения инновационных технологий, как инструмента управления  качеством.

Эксперты обозначили следующие проблемы:
  • Недостаточна  мотивация разработки и применения стандартов
  • Недостаточно проработан механизм взаимоувязки правовых норм и стандартов
  • Законодательно не прописан  механизм ссылки на стандарты
  • Требуют уточнения отдельные аспекты организационной структуры стандартизации (статус, полномочия и ответственность ТК, экспертов и др.)
  • Требует уточнения принцип добровольности применения стандарт

Задачи, вставшие  перед стандартизацией  в контексте необходимости инновационного развития страны, модернизации экономики, повышения качества жизни, охраны окружающей среды, образования Таможенного союза обусловили необходимость разработки новой Концепции развития национальной системы стандартизации. И она было разработана. С учетом 20 летнего опыта рыночной экономики.
Одобренная распоряжением Правительства РФ от 24 сентября 2012 года № 1762-р Концепция была положена в основу проекта Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации»,  который должен законодательно закрепить решение обозначенных выше проблем.

«Стандарты в инновационной сфере - это индикатор ее зрелости, они должны стать частью культуры промышленной и экономической».
П.Б. Шелищ, Председатель Союза потребителей РФ
В ЕС и США  стандарты являются основным аргументом доказательной  базы в нормативно-правовых отношениях

ПОЧЕМУ ФЗ «О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ» ОКАЗАЛОСЬ  МАЛО?

Руководитель Росстандарта Алексей Абрамов  отвечает на такой вопрос следующим образом: «… Мы больше десяти лет жили по правилам только технического регулирования и воспринимали стандартизацию как элемент технического регулирования. Но техническое регулирование — лишь одна из областей применения стандартов, и не самая основная. Мы продолжаем обеспечивать задачи технического регулирования, как национального, так и наднационального в рамках Евразийского экономического союза. Но мы считаем, что передовые государства — если они заинтересованы в будущем, в развитии отраслей промышленности, в развитии секторов экономики,— должны думать о стандартах, не только связанных с минимальным уровнем безопасности, но о тех, что позволят предприятиям развиваться».
Строго говоря, национальная система стандартиза­ции и система технического регулиро­вания отличаются между собой по сфе­ре регулирования, целям, принципам, участию государства, перечню доку­ментов систем, составу и роли участни­ков, механизмам функционирования, формам международной деятельности.
Роль стандартиза­ции и  задачи, которые она решает,  шире области технического регулирования. Это и социально-экономи­ческие, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилакти­ческие меры, меры в области охраны труда, профилактики заболеваний че­ловека, оказания медицинской помо­щи, а также охраны почвы, атмосферно­го воздуха, водных объектов и др.
Один лишь пример новых трендов стандартизации   – разработка национального стандарта «Оценка опыта и деловой репутации субъекта предпринимательской деятельности».
Предмет регулирова­ния Закона «О стандартиза­ции»  - правоотношения, возникающие при осуществлении дея­тельности по стандартизации: задачи и принципы государственного управле­ния в сфере стандартизации, полномо­чия федеральных органов исполни­тельной власти и других участников деятельности по стандартизации, структура национальной системы стан­дартизации, организация разработки документов по стандартизации, изда­ние, распространение и применение документов по стандартизации, формы международного сотрудничества в об­ласти стандартизации.
Объекты стандартизации: продукция,  услуги, работы, процессы, системы менедж­мента, персонал, терминология, мар­кировка, информация и др.

В законопроекте   отражены положения, определяющие структуру национальной системы стандартизации и ее основные понятия, функции участников,  вопросы планирования и разработки национальных стандартов, приоритетное применение национальных стандартов при решении социально экономических задач и др.
Национальная система стандартизации должна стать фундаментом, на который опираются: система технического регулирования, а также  системы регламентации промыш­ленной безопасности, ядерной и ради­ационной безопасности, экологической безопасности, система администра­тивного и муниципального управления, система поддержки государственной социально-экономической политики, включающая развитие качества и кон­курентоспособности продукции, работ и услуг, управление социальной сфе­рой, охрану труда и здоровья, сбереже­ние ресурсов, системы управления от­раслями экономики, системы обеспе­чения обороноспособности и мобили­зационной готовности к ЧС.

«ЗАКОН НУЖНО ПРИНИМАТЬ»

В ходе публичных обсуждений законопроекта было предложено более 800 поправок, около половины которых  приняты. Продвижение законопроекта поддержано промышленностью, бизнесом, экспертным сообществом. Так, в феврале 2015 года проведен круглый стол, главную тему которого Руководитель Росстандарта Алексей Абрамов   сформулировал следующим образом: чувствует ли бизнес для себя важность принятия законопроекта о стандартизации в России?
В своем выступлении глава Национального органа по стандартизации   подчеркнул важность законопроекта как одной из ключевых мер «антикризисного» реагирования на ситуацию в экономике страны, в частности в сфере импортозамещения. 

Участники дискуссии – а это крупные российские компании в нефтедобывающей, трубной промышленности, в сфере железнодорожного транспорта,  а также малый и средний бизнес,  предпринимательские объединения России -  выразили поддержку проекту федерального закона.
 «Мы услышаны, мы работаем в тесном взаимодействии с Минпромторгом и Росстандартом, - сказал Председатель Совета по техническому регулированию и стандартизации при Минпромторге России Андрей Лоцманов. -  Закон нужно принимать». 
Общее мнение участников круглого стола можно сформулировать так: закон учитывает ключевые запросы бизнеса и отвечает острым вызовам в экономике.
Проект Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации»  одобрен профильным комитетом ГД по промышленности и готовится  ко второму чтению.
По существу с принятием в дополнение к закону  «О техническом регулировании»  закона   «О стандартизации в Российской Федерации» завершается формирование целостной законодательной базы нормативно-правовых отношений.

СТАНДАРТ КАК ПЛАНКА РАЗВИТИЯ

А зачем изобретать велосипед, когда можно прямо перейти на лучшие мировые стандарты? Глава Росстандарта Алексей Абрамов обозначил позицию национального органа по стандартизации и по этому, часто задаваемому  вопросу:
«Методологически неверно слепо копировать зарубежный опыт. Мы должны его учитывать, но должны и понимать наличие внутренних технологических ограничений в национальной экономике на импорт внешних наработок. Нашу промышленность, наше сельское хозяйство и другие отрасли экономики необходимо обеспечивать стандартами, которые последовательно позволят этим отраслям прийти к должному уровню оснащения, должному уровню организации технологических процессов.
Нельзя просто взять и ввести, например, европейский стандарт в какой-то области, не оценивая экономических рисков, которые могут быть. Можно просто убить работающего в этой области российского производителя, если сообщить ему, что с завтрашнего дня он должен отвечать этим требованиям. Но нельзя и бесконечно долго смотреть на использование устаревшего стандарта, рассчитывая, что без внешнего воздействия производитель решит сам вылезти из ямы. Очень многим нужно помогать не только деньгами, но в том числе и выставляя определенные планки развития. Стандарт — в том числе такая планка».

НЕ НАДО ВЫДУМЫВАТЬ ВЕЛОСИПЕД

Глава Росстандарта также обращает внимание на такую вытекающую из закона о стандартизации новацию: «Это решение проблемы необязательности стандартов при сохранении у государства возможности включения государственного регулирования в этой сфере. Законопроект создает конкретный правовой институт в этой сфере — допустимость ссылок на национальные стандарты в нормативных актах правительства и нормативных актах ведомств. Законом определено: когда госведомство является в конкретной области экономической активности регулятором, оно может не придумывать ничего нового, а брать за основу национальный стандарт.

СТАНДАРТ ПРОТИВ КОРРУПЦИИ

Известно, что вороватые чиновники  так наловчились  составлять технические задания на закупаемую продукцию, что единственно возможными ее поставщиками становятся близкие им фирмы. Теперь ситуация, будем надеяться, начнет меняться. Согласно поправкам к законодательству о госзакупках (ФЗ-44 и ФЗ-223), принимаемых   в пакете законопроектов по стандартизации, заказчик в документации о госзакупке должен при наличии соответствующего ГОСТа преимущественно ссылаться на его конкретные показатели. «Замутить» вопрос станет сложнее.

ОТ ЗАКОНА К ПОЛИТИКЕ

На основе Закона «О стандартиза­ции в Российской Федерации» должна быть выработана го­сударственная (национальная политика), регулирующая  деятельность в сфере стандартизации. Такого рода политики (стратегии) в сфере стандартизации публично провозглашены в целом ряде развитых стран, в том числе США, Японии, Франции, а также Европейской экономической комиссией (ЕЭК).

Основными направлениями го­сударственной политики в сфере стандартизации должны стать:
  • мотивирование  развития стандар­тизации в приоритетных для государства и общества областях
  • использование стандар­тизации для целей госзакупок, обеспечения обороноспо­собности и мобилизационной готов­ности;
  • использование стандар­тизации для обеспечения качества, безопасности для человека и окру­жающей среды;
  • развитие стандартизации  как инструмента, альтернативного зако­нодательному  регулированию, в целях  снижения административного давле­ния

Приоритетные векторы деятельности Росстандарта в 2015 году

Итоговая+коллегия1.jpg

На заседании  коллегии Росстандарта  Министр промышленности и торговли России Денис Мантуров в числе первоочередных задач Росстандарта назвал использование инструментов стандартизации в следующих целях:
  • активизация работы по выявлению рисков и установлению барьеров для поступления на российский рынок контрафактных товаров
  • проведение работ по сертификации новых строительных материалов и продукции государственного оборонного заказа
  • создание условий для стимулирования спроса на инновационную продукцию, комплектующие и материалы
  • продвижение новых товаров в отраслях потребления с использованием   ссылок на национальные стандарты в нормативных актах (что станет возможным с принятием Закона о стандартизации в Российской Федерации)
  • поддержка экспорта российских товаров
  • активизация потребления через регуляторные механизмы  с последующим вытеснением импортных аналогов (импортозамещение).
  • разработка национальных стандартов и регуляторная поддержка таких инновационных направлений,  как химические и специальные материалы, композиты, фотоника, робототехника и пр.
  • оперативное проведение работы по стандартизации продукции, выпускаемой по государственному оборонному заказу, как одно из условий  повышения качества и унификации комплектующих, снижения стоимости конечной продукции
  • подготовка справочников для внедрения наилучших доступных технологий.

Статистика, сравнительный анализ и тенденции развития стандартизации в мире

СФЕРА РАСПРОСТРАНЕНИЯ СТАНДАРТИЗАЦИИ
СТРУКТУРА ФОНДА НАЦИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
ЭЛЕМЕНТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
НАПРАВЛЕНИЯ СТАНДАРТИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 


ВСЕ, ЧТО В ПРЕДВЕРИИ ПРИНЯТИЯ ЗАКОНА "О СТАНДАРТИЗАЦИИ В РФ", СЛЕДУЕТ ВСПОМНИТЬ И УЗНАТЬ ПРО СТАНДАРТЫ И СТАНДАРТИЗАЦИЮ

СТАНДАРТЫ НА УСЛУГИ

СТАНДАРТИЗАЦИЯ. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ СТАНДАРТИЗАЦИИ

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ

ВИДЫ СТАНДАРТОВ

СТАНДАРТИЗАЦИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ



НАЗАДНАЗАД