Версия для слабовидящих Личный кабинет Личный кабинет


МЕТРОЛОГИЯ










ИСПЫТАНИЯ ПРОДУКЦИИ

ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ (ТУ)

СТАНДАРТИЗАЦИЯ

НАИЛУЧШИЕ ДОСТУПНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

СЕРТИФИКАЦИЯ

ТЕЗАУРУС

Уголок потребителя

Экспертные программы

Наш музей (каталог).JPEG
var-2.JPEG zerkalo-pressy.JPEG b-s-01.JPEG

ДОСТУПНАЯ СРЕДА


СТАНДАРТЫ И КАЧЕСТВО

Работы по стандартизации в нашей стране были начаты в преддверии и в порядке подготовки к индустриализации, старт которой был дан пятилетним планом 1928-1933 г.г. Уже этот факт говорит об огромном  значении, которое ей придавалось.

О качестве на первых порах  речь   не шла. Истощенная, обескровленная страна остро нуждалась в количестве. Всего и вся! Только общегосударственная стандартизация  с едиными подходами, терминами, типоразмерами, нормами и др. могла вывести экономику из хаоса и наладить массовое производство.
Однако скоро становится очевидным, что количество без качества – деньги на ветер! К тому времени уже были практически сведены к нулю частнотоварные и капиталистические формы хозяйства. Рынок как регулятор качества ушел, казалось, в  безвозвратное прошлое. Но это не вселяло тревогу, а, напротив, воспринималось, как  великое достижение и преимущество новой социально-экономической формации.
Утверждалось, что свободная рыночная конкуренция – это разбазаривание ресурсов. Что она лишь приводит к перепроизводству, затовариванию и кризисам.  Наш «ответ чемберлену» был в том, что разоряющую государство рыночную конкуренцию  заменит стандарт. Стандарт, всем указывающий единственно правильный путь к качеству. Примерно в тот период рождается, говоря сегодняшним языком,  слоган: «Стандартизация – столбовая дорога прогресса!».

Но «столбовая дорога прогресса» оказалась вымощенной ухабами, неожиданными развязками и тупиками. Отношение государства и общества  к стандартизации  в разные периоды менялось, и часто - с точностью до наоборот! От возвеличивания,  ни много ни мало,  в «приводной ремень научно-технического прогресса» до приклеивания ярлыка аж «тормоза» того же самого прогресса.
А были периоды, когда она отступала на второй, а то и третий план общественного интереса, и, не привлекая к себе излишнего внимания, без шума и пыли, делала свое дело. А именно - служила инструментом организации производства, выполняя «по определению» присущие ей функции: обеспечение единства измерений, совместимости и взаимозаменяемости, установление разного рода норм и требований.

ПЕРВЫЙ СТАНДАРТ

Первым официально принятым  и обязательным к выполнению стал стандарт ОСТ 1 «Пшеница. Селекционные сорта зерна. Номенклатура». Вслед принимаются  стандарты  на продовольственные товары (хлеб, соль, спички, растительное масло), продукцию химической промышленности, на хлопок, нефтепродукты, объекты в области строительства, на единицы измерения и др.
Во второй половине 30-х годов было не до стандартизации. В результате  худо-бедно работающая  система вместо того, чтобы совершенствоваться в качестве  инструмента организации производства, по сути, разного рода реформированиями, в том числе децентрализацией,  была доведена до состояния упадка. Упадка, опасно дезорганизующего промышленность.

РАБОТА НА ПОБЕДУ

Реанимировать систему стандартизации в режиме «скорой помощи» пришлось с  переводом экономики на военные рельсы. Насколько это удалось, выяснилось в 1944 году, когда  В. Емельянов, в то время руководитель Всесоюзного комитета стандартов,  докладывал И. Сталину о достигнутых результатах - об эффективности стандартизации в экономии материалов, снижении трудоемкости и повышении производительности. И судя по тому,  что  по выходу из кабинета Верховного главнокомандующего он не был репрессирован и даже остался в должности, И. В. Сталин счел, что дела в стандартизации не  так уж плохи, и она сыграла свою роль в создании оружия победы.
Действительно, применение стандартного инструмента и оснастки дало  промышленности  экономию сотен тонн инструментальной стали. На 36,7% было  сокращение  количество контрольно-измерительных операций при приемке артиллерийских стандартов. Была расширена взаимозаменяемость узлов и деталей, сокращены типы машин, приборов и инструментов. Стандартизация конструкторской и технической документации в судостроении сделала возможной организацию производства взаимозаменяемых механизмов и изделий. Как результат, выпуск отдельных типов малых кораблей к 1943 году вырос по отношению к началу войны на 300%. Производственный цикл с 90 дней был сокращен до 30!
Система стандартизации, просуществовавшая вплоть до смены социально-экономических эпох и возврата к рынку, начала формироваться в  60-х годах под руководством доктора технических наук, профессора В. Бойцова, к тому времени возглавившего Госстандарт СССР.

«БОЙЦОВСКИЙ» ПЕРИОД

В 60-70 годы от всех, кто профессионально занят в государственной стандартизации, ждут бойцовских качеств. Не тех, что спортсмены демонстрируют на боксерском ринге или борцовском ковре. А тех, что были присущи  Бойцову - формальному и неформальному лидеру в профессии.
 Известный ученый, крупный специалист в области авиационных технологий, авторитетный  организатор авиационного производства, В.В. Бойцов начинал деятельность на  поприще стандартизации в условиях, когда все более очевидным становилось то,  что возможности дальнейшего экстенсивного пути развития   исчерпываются.  Одним из основных направлений интенсификации экономики было признано повышение качества продукции, а инструментом  достижения этой цели – стандартизация.  Стандартизация, которую за запутанность  не критиковал тогда разве что ленивый!
Закономерно, что новый Главный стандартизатор страны начал со стандартизации…самой стандартизации: «Сложившаяся система стандартизации не отвечает возросшим требованиям народного хозяйства, она сложна. Чтобы улучшить ее действие, надо сначала договориться о правилах, как составлять стандарты».
Так появился стандарт стандартов – ГОСТ 1 «Государственная система стандартизации» (ГСС). Названный специалистами конституцией стандартизации, комплекс стандартов (ГОСТ 1.0-68 — ГОСТ 1.5-68) регламентировал единый порядок разработки, обозначения, регистрации, издания, обращения и внедрения стандартов всех категорий на всех уровнях управления.
Только наведя порядок в  самой стандартизации, удалось приступить  к задаче, которая была сформулирована следующим образом: «Государственные стандарты, имеющие силу закона, - должны стать эталоном качества продукции, к которому должны стремиться все предприятия!».
 В стандартах стала приводиться полная характеристика продукции, включающая номенклатуру показателей качества (в том числе, ранее не регламентируемые надежность и долговечность), уровень каждого показателя, методы и средства испытаний, измерений, правила упаковки и маркировки, перевозки и хранения продукции, требования к безопасности, взаимозаменяемости и совместимости.

Но как сделать стандарты эталонами? Фиксировать в них достигнутый сегодняшними лидерами  высший уровень качества, тем самым сделав его обязательным для всех? Этого мало. Стандарты утверждаются на годы, и надо, чтобы они и на финише отпущенного им жизненного срока  оставались актуальными.
Так как же заглянуть в завтра и спрогнозировать параметры качества, которым должна будет в будущем отвечать та или иная продукция? Ответ на  этот вопрос  можно получить только по результатам  сложнейших научно-исследовательских работ  и опытно -конструкторские разработок (НИР и ОКР). Это огромные деньги. И -  время, особенно в те времена, когда компьютеров в помине не было.
Потом   еще требуется немало времени  на процедуры согласования, утверждения и введения  разработанных стандартов. А жизнь «за окном» не стоит на месте,  и бывало так, что только рожденный стандарт оказывался устаревшим.  Вовремя ротировать, пересматривать  стандарты, исчисляемые тысячами,  не удавалось. Чтобы поспевать, в день введения нового стандарта, надо было начинать разработку стандарта  следующего поколения. На этот нескончаемый «бой с тенью» не хватало ни средств, ни сил! Поэтому «пенсионный» возраст большинства действующих стандартов  всегда был предметом острейшей критики стандартизаторов.  
Была и другая «засада». Государственные стандарты (ГОСТЫ) «от корки до корки» являлись обязательными для всех без исключений  предприятий. И их несоблюдение, как было начертано на каждом стандарте: «преследуется по закону, вплоть до уголовной ответственности» ! Как тут поступать с нормированием требований по качеству?! Чересчур прогрессивные стандарты станут для основной массы предприятий заведомо невыполнимыми… Стандарты с заниженными, усредненными требованиями перестают служить эталоном…
Назовем еще одну считавшуюся неразрешимой проблему. Речь о том,  что в одном изделии агрегатируются многие десятки узлов, деталей, материалов… Они выпускаются по разной технической документации,  разными предприятиями разных отраслей. А чтобы испортить бочку меда, как известно, хватит и единственной ложки дегтя.

Все эти камни преткновения на «столбовой дороге стандартизации» были хорошо известны, но … не пугали энтузиастов. Новой команде стандартизаторов решение этих проблем  виделось в использовании процессных подходов. Наработанный в те годы опыт комплексной и опережающей стандартизации, системного управления качеством востребован и сегодня. Не только в нашей стране. Не будь этого, мы бы и не стали уделять в этой публикации  столько места делам давно минувших лет. Однако поясним,  чем нам конкретно  ценно интеллектуальное наследство стандартизации эпохи нерыночной экономики.
Чтобы максимально ускорить пересмотр стандартов с «побитыми молью» показателями, в принятых тогда  основополагающих документах ГСС  была обозначена тенденция на формирование механизма гибкой системы замены устаревших стандартов.

КОМПЛЕКСНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ

Также стали нащупываться подходы к решению проблемы единого «целеполагания» при производстве продукции разными соисполнителями. В этих целях впервые в мировой практике отрабатываются принципы комплексной стандартизации, позволяющей в целях обеспечения качества конечного продукта  координировать действия всех участвующих в его производстве исполнителей, взаимно увязывая требования к сырью, материалам, комплектующим, техническим средствам производства, методам подготовки и организации производства и др.

ОПЕРЕЖАЮЩАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ

Наконец, также впервые именно в нашей стране появляется опережающая стандартизация. Стандарты с  перспективными показателями. То есть те, что  помимо обязательных сегодня требований, содержат показатели качества, на которые только  предстоит перейти через определенное время.
Таким образом, стандарты с перспективными показателями начали задавать тренд повышения качества по группам однородной продукции, тем самым предоставляя возможность заблаговременно начинать организационную, техническую и технологическую подготовку к  работе на перспективу на уровне обозначенных в стандартах вызовов научно-технического прогресса.
Ну а чтобы предприятия не засиживались на низших ступенях качества, создавались мотивационные механизмы. Была введена аттестация по категориям качества. На Знак качества (высшую категорию) с соответствующими этому почетному статусу преференциями  могла претендовать только та продукция, которая находится на уровне высших требований стандарта. Хочешь - не хочешь. а на следующую ступень качества приходилось карабкаться

МЕЖОТРАСЛЕВАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ

Тогда же – опять повторимся, впервые в мировой практике – в нашей стране создаются межотраслевые системы стандартов: Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ), Единая система технологической подготовки производства (ЕСТПП), Система разработки и постановки продукции на производство (СРПП), Единая система конструкторской документации (ЕСКД),  Единая система технологической  документации (ЕСТД), Единая система классификации и кодирования технико-экономической информации (ЕСКК), Система  унификации изделий машиностроения и приборостроения, Система  стандартных средств технологического оснащения (оснастки и оборудования, средств автоматизации и механизации производственных процессов и инженерно-технических работ),  Система стандартов безопасности труда (ССБТ).

СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА

Разработка систем управления качеством продукции также впервые была начата в нашей стране. Тех систем, которые спустя годы бумерангом  вернулись к нам в   отточенной до совершенства форме систем качества на базе международных стандартов ИСО.
Первой стала  Саратовская система организации бездефектного изготовления продукции. В дальнейшем были разработаны, внедрены и успешно работали десятки отраслевых и территориальных систем повышения эффективности и качества продукции. В том числе, Московская  комплексная система  управления качеством продукции, разработанная при организационно-методической поддержке Московского центра стандартизации и метрологии  (МЦСМ), как тогда назывался Ростест-Москва.
Наверное, словосочетание «впервые мире», упомянутое выше при перечислений новаций Госстандарта, может вызвать недоверие. Или ассоциации с неуловимым Джо, который, как известно, неуловим лишь по той причине, что никто его не ловит. Отчасти это так. В странах рыночной экономики в таких механизмах управления качеством необходимости в то время не было. Но только в то время. Но спустя годы во всем мире стали популярными системы менеджмента качества, прообразом которых были наши комплексные систему управления качеством. В ЕС вводятся стандарты на продукцию с показателями качества. Не взамен, а в помощь рыночным механизмам.

У нас же в отсутствие рыночной конкуренции, которая должна ориентировать производителя на то,  какого качества и в каком количестве нужно  потребителю  его продукция, торжествовало количество. Реального потребителя, как регулятора качества и количества,  пыталось заменить собой государство в лице Госплана и Госстандарта, которым вменялось в обязанность регламентировать что, какого качества и в каком количестве надо производить каждому предприятию.
Словом, созданная тогда государственная система стандартизации была полностью приспособлена  под  плановое управление экономикой. И была органична. Однако по мере продвижения к рынку и расширения предоставляемой субъектам хозяйствования самостоятельности все более очевидными становились издержки слишком жесткой централизации государственного регулирования экономики. Явно избыточные государственные функции, требования и громоздкие процедуры не только не способствовали, но и в определенной мере  препятствовали повышению качества продукции и обеспечению ее конкурентоспособности.

«ПУТЫ СТАНДАРТОВ»

 Стандарты  стали в общественном мнении олицетворять заскорузлость, неповоротливость административно-командной системы управления экономикой и ее  невосприимчивость  к достижениям научно-технического прогресса.
Конечно, обвинения далеко не во всех грехах были объективны. И сейчас распространено заблуждение, будто ГОСТы не допускали выпуск продукции более высокого качества, нежели это было регламентировано стандартом. Так не было.
Мы говорили выше, что был задействован механизм аттестации продукции по категориям качества, экономически стимулирующий предприятия выпускать изделия с показателями, выше установленных ГОСТами. Лучше – можно, хуже – нельзя!
Существовали преференции и для производителей, осваивающих новую продукцию, которая отмечалась индексом «Н» (новинка). Упомянули мы и ГОСТы с перспективными повышенными требованиями качества, устанавливаемые по прогностическим оценкам.
Вместе с тем, вряд ли кто назовет  те механизмы, полностью компенсирующими отсутствие механизмов рыночных. Государственная система стандартизации   изначально создавалась для обслуживания плановой нерыночной экономики, и главная ее задача как раз и состояла в том, чтобы в отсутствие реальной конкуренции  поддерживать определенный уровень качества.  
В какой-то мере и каких-то областях (прежде всего, в оборонной промышленности), это удавалось.  За счет нормирования требований по качеству в стандартах, за счет госнадзора за их соблюдением, за счет аттестации и дополнительного стимулирования качественной и новой продукции, за счет систем управления качеством, разработка которых тогда интенсивно велась.
Однако в отсутствие рынка «сконструировать» механизмы, которые заменили бы рыночные, естественно, не представлялось возможным. Качество оставалось главной проблемой плановой экономики и во многом предрешило проигрыш СССР в экономическом соперничестве с  странами развитой рыночной экономики.

СТАНДАРТЫ БЕЗ КАЧЕСТВА

С переходом к рыночной экономике начинается форсированная реализация политики гармонизации отечественной стандартизации с системами стран развитого рынка.
С вступлением в силу в 2003 год Федерального закона «О техническом регулировании»,  ГОСТы, десятилетия выполнявшие функции  инструмента государственного регулирования качества,  переводятся в национальные стандарты, отныне призванные лишь на добровольной основе способствовать повышению конкурентоспособности и безопасности продукции, работ и услуг, выполнению требований технических регламентов.
Обязательными стали лишь технические регламенты, устанавливающие показатели безопасности, несоблюдение которых может сказаться на здоровье и жизни потребителей. А стандарты, до принятия соответствующих технических регламентов, обязательными остались, но только в части показателей безопасности.
Логика реформы элементарна:  производитель обязан обеспечить безопасность своей продукции. И только! Что касается конкретных показателей технического уровня и качества, то их должен регулировать рынок. Стандартизация конкретной продукции сворачивается за ненадобностью: на том этапе  было сочтено, что такие стандарты нужны для поддержания уровня качества только в отсутствие рыночной конкуренции.
Вопросы качества объявлены зоной интересов и ответственности промышленности и бизнеса, их конкурентным преимуществом. На какую планку качества замахнуться - решать им самим, исходя из своей рыночной ниши и маркетинговой политики. Потребителю только остается выбрать товар – по оптимальному для него соотношению «цена-качество».

Но, как говорится, гладко только на бумаге. Рынок не стал панацеей, и сам по себе проблему качества не решил. Более того,  ослабление административных барьеров, в частности, либерализация госнадзора за качеством,  на фоне   не страшащих нечистоплотный бизнес «не кусачих» штрафных санкций, обернулось невиданными ранее  фальсификацией и контрафактом.
Недобросовестные товаропроизводители, не выполняя требований стандарта по качеству, мошенничая с сырьем, бессовестным образом декларируют, что продукция изготовлена именно по стандарту. И за такой обман никакой ответственности: стандарты, ведь, добровольны!  Демпингуя, они  делают неконкурентоспособной качественную, но более дорогую продукцию. Такие вот гримасы конкуренции!
Но как тут  выбрать товар «по оптимальному для него соотношению «цена-качество», если никому верить нельзя?! В результате массовая фальсификация порождает  в потребительском сообществе ностальгию по временам, когда «несоблюдение стандарта преследовалось по закону, вплоть до уголовной ответственности». И мало кто вспоминает, что и стандарты в отсутствие рынка не были гарантией качества.
Выход, конечно, не в возврате к невозвратному прошлому административно-командных методов управления. Не в отказе от рынка, до которого мы никак не доберемся, а в поиске наиболее верного пути к рынку. Многие специалисты, эксперты, промышленники, бизнесмены в последние годы стали приходить к осознанию того, что этот путь должен быть вымощен стандартами.

СТАНДАРТЫ ХХI ВЕКА

Но какими быть стандартам ХХI века? Чтобы стать дорогой к цивилизованному рынку, чтобы служить качеству? Это должно быть установлено  Законом о стандартизации в Российской Федерации. Который  поддержан экспертным, бизнес и потребительским сообществами и должен быть принят в ближайшее время.
Для нас в контексте данной публикации важно, что Росстандарт вновь поворачивается к качеству. 
Алексей Абрамов  так выразил позицию возглавляемого им ведомства: «… Мы больше десяти лет жили по правилам только технического регулирования и воспринимали стандартизацию как элемент технического регулирования. Но техническое регулирование — лишь одна из областей применения стандартов, и не самая основная. Мы продолжаем обеспечивать задачи технического регулирования, как национального, так и наднационального в рамках Евразийского экономического союза. Но мы считаем, что передовые государства — если они заинтересованы в будущем, в развитии отраслей промышленности, в развитии секторов экономики,— должны думать о стандартах, не только связанных с минимальным уровнем безопасности, но о тех, что позволят предприятиям развиваться».
А так Алексей Абрамов отвечает на вопрос, нет ли смысла, не изобретая велосипед, сразу переходить на зарубежные стандарты: «Методологически неверно слепо копировать зарубежный опыт. Мы должны его учитывать, но должны и понимать наличие внутренних технологических ограничений в национальной экономике на импорт внешних наработок. Нашу промышленность, наше сельское хозяйство и другие отрасли экономики необходимо обеспечивать стандартами, которые последовательно позволят этим отраслям прийти к должному уровню оснащения, должному уровню организации технологических процессов.
Нельзя просто взять и ввести, например, европейский стандарт в какой-то области, не оценивая экономических рисков, которые могут быть. Можно просто убить работающего в этой области российского производителя, если сообщить ему, что с завтрашнего дня он должен отвечать этим требованиям. Но нельзя и бесконечно долго смотреть на использование устаревшего стандарта, рассчитывая, что без внешнего воздействия производитель решит сам вылезти из ямы. Очень многим нужно помогать не только деньгами, но в том числе и выставляя определенные планки развития. Стандарт — в том числе такая планка».

Стандартизация и качество продукции

Основные термины и определения

Основные термины и определения, используемые в области качества и управления качеством, представлены в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9000 «Основные положения и словари» и ГОСТ 19467 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения».

Качество — степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям (ГОСТ Р ИСО 9000).
Примечания:
  1. Термин «Качество» может применяться с такими прилагательными, как плохое, удовлетворительное, хорошее или отличное.
  2. Термин «Присущий», в отличие от термина «присвоенный» означает имеющийся в чём-то. Прежде всего, это относится к постоянным характеристикам
.
Характеристика — отличительное свойство (ГОСТ Р ИСО 9000).
Примечания:
  1. Характеристика может быть собственной (присущей) или присвоенной.
  2. Характеристика может быть качественной и количественной.
  3. Существуют различные классы характеристик, такие как:
  • физические (механические, электрические, технические, биологические и т.п.);
  • органолептические (связанные с запахом, осязанием, вкусом, зрением, слухом);
  • этические (вежливость, честность, правдивость и т.п.);
  • временные (пунктуальность, безотказность, доступность и т.п.);
  • эргономические (физиологические или связанные с безопасностью человека);
  • функциональные (например, максимальная скорость).

Характеристика качества — присущая характеристика продукции, процесса, услуги или системы.

Требование — потребность или ожидание, которое установлено обычно предполагаемым или является обязательным.
Примечания:
  1. «Обычно предполагается» означает, что это общепринятая практика организации, её потребителей и других заинтересованных сторон, когда предполагаются рассматриваемые потребности или ожидания.
  2. Для обозначения конкретного вида требований могут применяться определяющие слова, например, «требование к продукции»,  «требование к менеджменту качества», «требование потребителя».
  3. Установленным является такое требование, которое определено в документе (регламенте, стандарте, чертеже, инструкции).
  4. Требования могут выдвигаться различными заинтересованными сторонами (потребителями, контрольно-надзорными органами и др.).

Качество продукции — совокупность свойств продукции, обусловливающих её пригодность удовлетворять определённые потребности в соответствии с её назначением.

Менеджмент качества — скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству.
Примечание — в руководство и управление применительно к качеству обычно включают разработку политики в области качества и цели в области качества, планирование качества, управление качеством, обеспечение и улучшение качества.

Руководство по качеству — документ, определяющий систему менеджмента качества организации.

Контроль — процесс оценки соответствия путём наблюдения и суждений, сопровождаемых соответствующими измерениями, испытаниями или калибровкой.

Испытание — определение одной или нескольких характеристик согласно установленной процедуре.

Уровень качества продукции — относительная характеристика качества продукции, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое совершенство оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей.


СООТВЕТСТВИЕ ПРОДУКЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫМ СТАНДАРТАМ ДОЛЖНО СТАТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ УСЛОВИЕМ ГОСЗАКАЗА НА ЭТУ ПРОДУКЦИЮ,
считает Председатель Общественного совета при Росстандарта П.Б. Шелищ

НАЗАДНАЗАД