Ты на колесах? Так часто называют автомобиль -
«колеса». И всем понятно, о чем идет речь! Безусловно, в огромном
множестве самых разнообразных узлов, механизмов и деталей, из которых
собирается «пазл» автомобиля, колеса играют особую роль. Без них машина и с
места не тронется! Конечно, в автомобиле много частей, без которых тот
не может двигаться. Поэтому, быть может, нам и не
удастся убедить вас в том, что колеса первостепенная
составляющая транспортного средства, то, наверняка, вы не станете спорить с
тем, что никак и не второстепенная!
Именно они, колеса, выполняют функцию
движителя – то есть устройства, преобразующего энергию двигателя в полезную работу по
перемещению транспортного средства. Поехали!
Но справляются со своим функционалом колеса,
обеспечивая должное сцепление автомобиля с дорогой, только в том случае,
если правильно накачены. В старых кинофильмах водители проверяют давление
на глаз: не просели ли шины? Или же постукивая ногой по колесу…
Сегодня такой контроль давления может вызвать разве что улыбку.
Современная «резина» очень высококачественная, но
при этом болезненно чувствительная к малейшим отклонениям от
нормированного давления в шинах! Если за ним не следить, то вам
гарантирован целый букет проблем: автомобиль не будет слушаться, покрышки
начнут ускоренно изнашиваться, увеличится расход топлива…
Часто спрашивают, а что хуже, когда колеса перекачены
или недокачены? Одинаково плохо, как повышенное, так и пониженное давление.
Хрен редьки не слаще. Если колеса перекачены, то площадь контакта шин с
дорожным покрытием становится меньше, а это снижает
эффективность силы трения, опасно увеличивая тормозной путь.
Отсюда довольно распространенное заблуждение, будто
приспущенные шины, увеличивая площадь «пятна» контакта, тем самым
улучшают торможение. На самом деле, сниженное давление в шинах меняет
поведение авто, что чревато потерей контроля над дорогой и повышенными
аварийными рисками, особенно, на поворотах. И даже может стать причиной
разбортировки колеса во время движения автомобиля.
Разность давлений в шинах на одной оси грозит тем, что
машину станет уводить в сторону: если недокачено переднее правое колесо, то
машину поведет на обочину. Если левое, то на встречку!
Но даже если беды не произойдет, то, повторимся, при
перекаченных или недокаченных шинах такие проблемы, как
быстрый износ «резины» и перерасход топлива вам обеспечены!
НЕ ПОДКАЧАЙ, КОМПРЕССОР!
«Чтобы не пришлось любимой плакать», возьмите за
правило регулярно (не реже раза в месяц и обязательно перед дальней дорогой)
проверять давление в шинах, при необходимости, либо стравливая избыточный
воздух, либо, наоборот, подкачивая колесо до рекомендуемой нормы. Для
этого в машине всегда надо иметь накачивающее
устройство - автомобильный компрессор (автокомпрессор).
Зачастую автовладельцы приобретают это
оборудование, не утруждая себя дотошным выбором. Ведь компрессоры относятся к
группе вспомогательных аксессуаров. Был бы на «всякий пожарный»
в багажнике, и ладно. А зря! Вы это поймете, когда жареный петух клюнет,
а такое, раньше или позже, случается с каждым автомобилистом. Чтобы
автокомпрессор, подкачивая, как говорится, не подкачал, вы должны, подбирая
оборудование, точно знать, какое именно устройство вам требуется.
Первое, о чем вас может спросить продавец, какой
вам предпочтительнее – мембранный или поршневой? Компрессоры мембранного типа –
вчерашний день. Они менее мощные. Выдавая
давление только в четыре атмосферы, они могут использоваться лишь для
накачивания шин до 14 дюймов. Да и то с такой скоростью, что замучаешься ждать…
А при низких температурах, когда
резиновая мембрана теряет эластичность и
сжимается, компрессоры этого типа и вовсе могут оказаться
беспомощными и бесполезными!
Другое дело – высокопроизводительные поршневые
компрессоры. Можно подумать, что образцы этого типа разных торговых марок
и модификаций мало чем отличаются друг от друга. На первый взгляд -
они все на одно лицо. И по конструкции – близнецы-братья. Поэтому
трудно не поддаться соблазну и не выбрать тот, что – при прочих равных
условиях - ценой подешевле. Но при внешней схожести они весьма разнятся
по надежности, ресурсу, эксплуатационным возможностям. Все дело в качестве
исполнения. В «деталях». О них и поговорим.
Для начала рекомендуем выяснить, из какого металла
изготовлен цилиндр. От этого зависит, насколько долго прослужит вам
приобретаемое оборудование. Понятно, что высокопрочная легированная сталь
лучше, чем просто нержавейка, а та, в свою очередь,
предпочтительнее сплавов с алюминием. Как выяснить происхождение? Как
говорится, изучайте материальную часть. Информация о металле, из которого
изготовлен цилиндр, должна быть приведена в техническом паспорте на изделие.
Если же изготовитель умолчал на этот счет, то самое разумное – отказаться от
приобретения кота в мешке.
Принципиально важно, чтобы шатун поршня был установлен
непосредственно на металлическом валу, а не через пластиковые втулки и
переходники сомнительной надежности. Где тонко, там и рвется! Информация об
этой конструктивной особенности также должна быть приведена в техническом
паспорте (инструкции по эксплуатации).
Хорошим аргументом в
пользу выбора компрессора служит поршневое кольцо из тефлона,
делающее нагнетатель более надежным.
Если вы «в общих чертах» убедились в надежности компрессора, настало время
перейти к следующему этапу оценки качества, выяснив, каковы
его «производительность» и «максимальное
давление». Это два базовых параметра, которые мы должны знать, чтобы осмысленно
выбрать автокомпрессор, сопоставив их с нашими
потребностями.
Если у вас легковой автомобиль среднего класса,
то вам достаточно накачивающего устройства с максимальным давлением в
диапазоне от 2 до 3 атмосфер (сокращенно: атм. max). Если внедорожник – бери выше.
Выбирая нагнетатель по параметру
«Производительность» (в литрах в минуту), исходить надо из размера
автомобильных шин. Для колес диаметром от 14 до 17 дюймов нужен
компрессор с производительностью 30-40 л/мин. Чем больше шина, тем дольше она
будет накачиваться. И, наоборот, чем выше производительность нагнетателя, тем
быстрее будет накачено колесо.
Поинтересуйтесь,
каково время допустимой непрерывной работы компрессора. Как правило, этот
эксплуатационный параметр для компрессоров средней мощности порядка 20-30
минут. Чтобы вы смогли оценить, много это или мало, сообщим, что на одну
шину уходит где-то 4 минуты.
Есть
компрессоры, оснащенные функцией автоматического отключения (система
«Авто-Стоп»). Устройство может отключаться в нескольких случаях.
Во-первых, при достижении заданного вами уровня давления в подкачиваемой
шине. Эту прелесть в полной мере вы оцените, когда в дождь
или мороз получите возможность дожидаться окончания подкачки в сухом и теплом
салоне, а не на корточках в луже у колеса, не отрывая глаз от показаний
манометра.
Также
функция автоотключения может быть реализована на случай понижения
напряжения в бортовой электроцепи. С таким компрессором вы сможете подкачивать
колеса, не запуская двигатель, и не боясь при этом, что не
заметите, как разрядится аккумуляторная батарея.
Слабое
место поршневых компрессоров – их низкий ресурс, обусловленный
трением и нагревом в результате работы поршневой группы. Поэтому
желательно, чтобы приобретенный вами
автокомпрессор был оснащен встроенным термодатчиком. В этом случае устройство
будет сам благоразумно отключаться при превышении температуры нагрева
корпуса, и этот «инстинкт самосохранения» убережет его от «самоубийства»
при критических перегрузках.
Обязательно выясните, каким
образом накачивающее устройство подключается к бортовой сети. Конечно,
удобнее - через гнездо прикуривателя или посредством 12-ти вольтовой
бортовой розетки. Но надежнее - напрямую через клеммы аккумулятора с помощью зажимов,
называемых «крокодилами». Что касается мощного компрессора (более 45 л/мин.),
то такое устройство должно подключаться только напрямую, поскольку может
вывести из строя прикуриватель, а то и вовсе стать причиной возгорания системы
электропроводки.
Если очень
хочется, то можно в продаже найти компрессор, который может питаться и от
сети 220 В, а значит найти дополнительное применение в домашних условиях.
Можно
подобрать компрессор со встроенным аккумулятором. Ожидаем, однако, вопрос:
зачем, если в каждом автомобиле имеется свой, собственный
аккумулятор? Однако вполне возможны ситуации, когда может выручить компрессор,
независимый от бортовой электроцепи. Скажем, вам не придется тащить
надувную лодку на автомобильную стоянку – с автономным устройством вы накачаете
судно прямо на пляже. По окончании водной прогулки компрессор поможет откачать
воздух, ускоренно и без проблем подготовив лодку для
размещения в машине для транспортировки. Конечно, в том случае, если
компрессор сам будет вовремя подзаряжен. И укомплектован соответствующими
насадками. Те бывают для лодок, матрацев, мячей, велосипедных шин, мототехники.
Заканчивая
разговор на тему подключения компрессора, порекомендуем то устройство, на
электропроводе которого установлен плавкий предохранитель, который, случись
что, пожертвовав собой, сбережет прибор и бортовую сеть от перегрева.
Немногие автокомпрессоры могут похвастаться
наличием воздушного фильтра на воздухозаборном
отверстии. Такая техническая особенность кому-то может показаться
излишеством: не противогаз, дескать. Конечно, не противогаз, но попадание пыли приводит к ускоренному
изнашиванию цилиндропоршневой группы. Которая ремонту не подлежит.
Не забудьте
поинтересоваться, какой длины шнур питания и воздуховодный шланг? Те должны быть достаточными, чтобы можно было
без проблем дотянуться до каждого колеса. Для транспортного средства
среднего класса электропровод должен быть не короче 1,2 метра, а
воздуховод - не менее 3 метров. Казалось бы, это требование очевидно, тем не менее
встречаются устройства с «коротышами», размер которых, случись что в
дороге, может стать для вас неприятным сюрпризом. Этих проблем вы не
будете знать, если приобретете компрессор, в
комплектацию которого входит витой шнур длиной 7,5-8 м.
Поскольку
необходимость подкачки колес может возникнуть в любое время суток, есть смысл
приобрести компрессор, оборудованный фонариком.
И напоследок о главном. О манометре. Наверное,
не стоит долго объяснять, что сравнительно недавно не имевшие альтернативы стрелочные
манометры сегодня проигрывают современным моделям с ЖК-дисплеям с
подсветкой. Цифровые приборы более удобные с точки зрения восприятия
результатов измерений, имеют память. Удобнее
и точнее манометры с делением в 0,1 атмосферу.
Имейте в виду, что манометры,
рассчитанные на измерение более высоких давлений (до 20 атм.), имеют более
высокую погрешность. Для легкового авто вполне достаточно компрессора с
предельным давлением в диапазоне 8-10 атм. К тому же шкала, размеченная
до 20 атм., мелкая и трудная для визуального восприятия в рабочих условиях.
Градуируются
манометры в привычной нам системе измерений кг/см2 (bar) и в
принятой в ряде зарубежных стран PSI. Есть манометры с двумя
шкалами, что предоставляет пользователю дополнительное удобство.
Разумно
иметь и отдельный манометр, и компрессор со встроенным средством измерения
давления. С помощью первого, который всегда под рукой в салоне, регулярно
контролировать давление и при необходимости стравливать излишний воздух.
Компрессор же доставать из багажника для подкачки шин. Если он оснащен своим
манометром, то подкачка будет производиться под его контролем. Если же
компрессор манометром не вооружен, вам придется прерывать процесс подкачки,
отсоединять наконечник шланга от ниппеля шины, чтобы подсоединить автономный
манометр для контрольного замера давления… И так по нескольку раз на каждом
колесе. Хлопотно!
И еще. С двумя манометрами вам будет легко
контролировать достоверность их показаний. Наметилось расхождение – значит один
из приборов начал врать.