Главная О Ростест Услуги Новости МЕТРОЛОГИЯ ИСПЫТАНИЯ СИ ПОВЕРКА КАЛИБРОВКА ИСПЫТАНИЯ продукции НАУКА СЕРТИФИКАЦИЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ Издательская деятельность Филиалы ПОДДЕРЖКА Благодарственные письма
Пн-Чт 8:30 - 17:30 Пт 8:30 - 16:15

ДОБРОВОЛЬНАЯ СИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ НАЦИОНАЛИЗИРОВАНА!

ОТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕРТИФИКАЦИИ - К НАЦИОНАЛЬНОЙ


Прекращено действие 8 СДС, единоличным держателем которых являлся Росстандарт


Из прошлого века в век настоящий


Авторитет ГОСТов укоренился в нашей потребительской среде, что называется, на генном уровне. Поэтому многие потребители без долгих раздумий отдают предпочтение той продукции, которая изготовлена по стандарту. Такая продукция вызывает большее и обоснованное доверие. Сегодня это лучшая реклама – «Сделано по стандарту»!

Этим бессовестным образом пользуются недобросовестные производители, размещая на упаковке знак «ГОСТ» только на том основании, что продукция лишь по одному параметру (чаще всего, второ-, а то и третьестепенному) соответствует этому стандарту. А часто маркировка ГОСТ наносится вообще без какого-либо, даже малейшего на то основания. Порой доходит до полного абсурда: на упаковке рядом с обозначением «ТУ» (что означает, что продукция изготовлена в соответствии с данными техническими условиями) наносится маркировка «ГОСТ». Для рекламы! А если называть вещи своими именами: для введения потребителя в заблуждение!

Теперь, наконец, под эгидой Росстандарта создана система добровольной сертификации, подтверждающая полное соответствие продукции и услуг стандартам. Причем не советским и давно по всем статьям устаревшим, а национальным стандартам нашего времени, устанавливающим параметры качества на уровне современных требований и возможностей.

В формате Национальной системы сертификации (НСС) производители на принципах добровольной ответственности могут подтвердить соответствие качества изготавливаемой ими продукции и оказываемых услуг национальным стандартам (ГОСТам).

На первый взгляд, ничего нового в этом событии нет: дескать, еще одна система добровольной сертификации.  Но это только на первый взгляд. На самом деле с запуска НСС, по сути, начался принципиально новый этап в деятельности государства по созданию эффективной системы подтверждения соответствия. Чтобы понять особенности «момента», надо вспомнить, как все начиналось…

Впервые в нашей стране сертификация была введена в начале 90-х годов прошлого столетия. Обязательная сертификация продукции, подтверждающая ее безопасность (то есть по требованиям безопасности).

Система подтверждения соответствия (так корректно именуется сертификация) была призвана нейтрализовать те риски для потребителей, которыми обернулись благое исчезновение хронического дефицита всего и вся и невиданное ранее товарное изобилие. Со вступлением в рынок «вдруг» выяснилось, что ранее столь недоступный и столь же желанный импорт далеко не всегда достаточно качественен и даже безопасен. Особенно, в условиях неокрепшего и незащищенного рынка!

К тому времени сертификация, давно ставшая правилом в странах с длительной историей рыночной экономики, перестала и для нас быть полной «экзотикой». Во всяком случае, для специалистов.

Госстандарту СССР еще в 1984-1988 гг. предписывалось совместно с Министерством иностранных дел и с участием других заинтересованных министерств и ведомств обеспечить проведение работ, направленных на присоединение СССР к международным системам и соглашениям, или заключение соглашений с другими странами по сертификации продукции. Без этой «стыковки» далее оставалось невозможным межгосударственное и международное сотрудничество.

Первым правовым актом в этом направлении стало постановление Совета Министров СССР от 18 сентября 1984 г. «О порядке сертификации продукции машиностроения». В перечень продукции, подлежащей сертификации, вошли легковые автомобили, тракторы и сельскохозяйственные машины, изделия электронной техники, бытовые электроприборы, бытовая радиоэлектронная и звуковоспроизводящая аппаратура, медицинские приборы и др.

Для осуществления поставленной задачи в 1986 г. было принято «Временное положение о сертификации продукции машиностроения в СССР».

Вопросы сертификации нашли отражение в постановлении Совета Министров от 21 апреля 1988 г. «О перестройке деятельности и организационной структуры Государственного комитета СССР по стандартам».

Постановлением Совета Министров от 17 октября 1989 г. «Об организационной структуре Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам» Госстандарту СССР было поручено возглавить рабо­ту по созданию национальной системы сертификации продукции. Чтобы она реально заработала, предстояло сформировать сеть испытательных центров, соответствующих принятым в международной практике требованиям, что является обязательным условием международного признания результатов их деятельности. Также правительством поручалось Госстандарту создать условия для развития и надежного функ­ционирования сети центров аттестации производств и сертификации продукции, которые стали прообразом позже появившихся органов по сертификации (ОС).

В начале 90-х годов слово «сертификация», ранее известное разве что специалистам, в одночасье выносится, что называется, на первые полосы газет: 7 февраля 1992 г. был принят закон, имеющий важнейшее значение для оцивилизовывания дикого рынка – закон «О защите прав потребителей».

В числе комплекса мер, призванных обеспечить потребителям их права на безопасную и доброкачественную продукцию, закон вводил понятие «сертификация».

В переводе с латинского, сертификация означает – «сделано верно». Строго говоря, сертификация – процедура подтверждения соответствия продукции или услуги определенным требованиям. А попросту говоря, сертификат на продукцию подтверждает, что она действительно отвечает тем требованиям, на которые вправе рассчитывать потребитель ее приобретающий.

Требования к продукции содержатся в стандартах. Есть требования, выполнение которых производителем обеспечивает безопасность продукции, а есть требования, обеспечивающие ее качество. Во времена советской государственной стандартизации и те, и другие, были обязательны к неукоснительному соблюдению. Но, как известно, строгость законов легко компенсируется необязательностью их исполнения. Органы государственного надзора за соблюдением стандартов при 60% проверок выявляли нарушения требований ГОСТов, которые по закону были обязательны от «корки до корки» и «несоблюдение которых (как было начертано на обложке каждого стандарта) преследуется со всей строгостью закона, вплоть до уголовной ответственности». Правда, как правило, не соблюдались требования по качеству, но никак не по безопасности. На нарушения требований по безопасности органы госнадзора глаза не закрывали! Так что продукция «Made in USSR» не грозила рисками для здоровья потребителей, но особым качеством, прямо скажем, не отличалась. Не то что «заграничная», которая была несбыточной мечтой советских потребителей, а потому весьма и весьма в их мечтах идеализировалась, что стало очевидным, когда та стала общедоступной.

С переходом к рынку законодательно вводятся новые нормативные документы – технические регламенты, которые должны содержать требования, обеспечивающие безопасность продукции.

Регулирование же качества, как в эпоху государственной системы стандартизации СССР – «строжайшим контролем соблюдения требований стандартов», в условиях рыночной экономики было сочтено архаизмом. Считалось, что рынок все рассудит и расставит по местам – качественное, не очень качественное и совсем недоброкачественное. Так стандарты стали добровольными.

Но поскольку было понятно, что разработка необходимого массива технических регламентов затянется на многие годы, на переходный период стандарты оставались обязательными, но только в части показателей безопасности. Смысл восторжествовавшего тогда принципа можно сформулировать так: качественной продукция может и не быть, но безопасной быть обязана!

Но одно дело продекларировать выполнение требований стандарта, другое дело – обеспечить их выполнение. Закон «О защите прав потребителей» устанавливал, что товар (работа, услуга), на который законами или стандартами устанавливались требования, обеспечивавшие безопасность жизни, здоровья, имущества потребителя и охрану окружающей среды, а также средства, обеспечивавшие эту безопасность, подлежат обязательной сертификации.

Речь, подчеркнем, шла именно об обязательной сертификации, которая подтверждает безопасность продукции, то есть то, что та в пользовании не убьет током, при употреблении вовнутрь не отравит и так далее по всему списку  возможных неприятностей и бед «без остановок». 

Что касается качества (надежность, ресурс, эксплуатационные показатели, эргономика и др.), то оно оставалось «за скобками» обязательной сертификации.

Подтверждение продукции параметрам качества стало проводиться в формате дополнительной добровольной сертификации. То есть обязательный сертификат (сертификат безопасности), подтверждает, что продукция безопасна для потребителя. А хотите подтвердить соответствие продукции формально необязательным требованиям по качеству, то получите добровольный сертификат (сертификат качества).

Итак, повторимся, в идеале, на товар должно было быть два сертификата – обязательный и добровольный. Первый подтверждает его безопасность, второй – качество!

Но главным на том этапе для государства было, конечно, обезопасить потребителей от недоброкачественной продукции, бурным и мутным потоком хлынувшей на потребителей с реформированием экономики и открытием рынка «нараспашку» для импорта.

10 июня 1993 г. принимается закон «О сертификации продукции и услуг», разработанный Госстандартом России «с целью дальнейшего развития сертификации с учетом уже приобретенного опыта и изменений, происходящих в экономике страны».

Законодательно были установлены правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции и услуг, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации.

Согласно закону обязательная сертификация должна была осуществляться не «сплошь», а только в случаях, предусмотренных законодательством, а организация и проведение работ в этой области возлагались на Госстандарт и на другие государственные органы управления.

Согласно закону не допускалась продажа товара, в том числе импортного, без информации о проведении обязательной сертификации и не маркированного в установленном порядке знаком соответствия.

СПРАШИВАЙТЕ СЕРТИФИКАТ!

Поскольку для широкого населения сертификация была делом абсолютно новым, в прессе была развернута активная кампания «Спрашивайте сертификат!», разъясняющая ее смысл, роль, значение и призывающая потребителей обязательно спрашивать у продавца сертификат на покупку! Особенно уговаривать людей не приходилось. Лучшим пропагандистом сертификации была статистика происшествий, вызванных потреблением опасной продукции, будь то продукты питания, детские игрушки, бытовая техника, носильные вещи…

Но чтобы сертификация заработала, предстояло сначала создать инфраструктуру – компетентные сертификационные центры.

Первые органы по сертификации создавались на базе ЦСМ Госстандарта, которые располагали необходимой для исследований испытательной базой, фондами государственных стандартов (ГОСТов) и штатами профессиональных инспекторов по надзору за соблюдением стандартов. Опыт последних был очень важен, поскольку сертификация подтверждала соответствие продукции требованиям государственных стандартов.

Практическая реализация сертификации была возложена на создаваемые центры сертификации. В первую очередь на базе государственных учреждений Госстандарта РФ.

Ростест-Москва – государственное учреждение, подведомственное Госстандарту РФ и осуществлявшее государственный надзор за соблюдением стандартов в Москве и Московской области с начала 70-х годов, одним из первых было аккредитовано как центр сертификации (орган по сертификации) по очень широкой номенклатуре продукции – продуктов питания, одежды, игрушек, продукции производственного назначения, производственного и технологического оборудования, приборов и измерительных систем, строительных материалов.

Роль Ростест-Москва в проведении сертификации была столь заметна широким кругам потребителей, что Знак соответствия в обиходе стали называть «Знаком Ростеста. Быть может, этому способствовала и созвучность названия организации аббревиатуры Знака соответствия (РСТ).

В отличие от подавляющего числа позднее аккредитованных органов, Центр сертификации Ростест-Москва располагал собственной испытательной базой, что предоставляло возможность выдавать сертификат на основе собственных протоколов испытаний. Это, во-первых, упрощало для заявителя процедуру сертификации по принципу «одного окна» (и испытания, и сертификация), а во-вторых, обеспечивало большее доверие потребителей к продукции, сертифицированной Ростест-Москва.

СЕРТИФИКАЦИЯ И ЕЕ ДЕМОНОПОЛИЗАЦИЯ

Принципиально изменились «правило игры» на поле сертификации в 1998 году с принятием закона «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг».

Функция сертификации была демонополизирована снятием, как говорилось в законе, «неоправданных ограничений в участии организаций в работах по обязательной сертификации». Теперь к проведению работ по обязательной сертификации допускались организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Требовалось только то, чтобы они не являлись изготовителями (продавцами, исполнителями) и потребителями (покупателями) сертифицируемой ими продукции, были аккредитованы в установленном порядке и имели лицензию на проведение работ по обязательной сертификации.

Сертификация становится бизнесом. Если особенно «не заморачиваться», то не очень сложным, не очень ответственным, но достаточно прибыльным. Иметь собственную испытательную базу от вновь испеченных сертификаторов не требовалось: предполагалось, что они «под задачу» будут заказывать исследования в имеющихся испытательных лабораториях. Так что отныне подтверждением соответствия могла заняться практически любая фирма, располагающая, что называется, хотя бы одним письменным столом... Свои эксперты не нужны – всегда с готовностью выручат совместители. Вскоре многие эксперты-многостаночники умудрялись одновременно трудиться в 40-50 органах по сертификации. По вызову! Надо ли говорить, что участие таких экспертов в сертификации сводилась к предоставлению ими размашистой подписи. Их так и стали называть – «подписанты». А проведение испытаний «в целях оптимизации затрат» стало сводиться к предоставлению № протокола испытаний для его проставления в нужной графе сертификата.

Другая важная новация того времени – введение в дополнение к сертификации новой формы подтверждения соответствия – декларации.

Процитируем закон:

«Подтверждение соответствия может также проводиться посредством принятия изготовителем (продавцом, исполнителем) декларации о соответствии.

Декларация о соответствии является документом, в котором изготовитель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукция соответствует установленным требованиям. Перечни продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, требования к декларации о соответствии и порядок ее принятия утверждаются Правительством Российской Федерации. Декларация о соответствии, принятая в установленном порядке, регистрируется в органе по сертификации и имеет юридическую силу наравне с сертификатом».

Надо сказать, что при всех своих немалых минусах и издержках, сертификация сделала свое дело, помогла навести элементарный порядок с безопасностью товаров на потребительском рынке. В 2000 году мэр Москвы Ю.М. Лужков, поздравляя коллектив Ростест-Москва со 100-летним юбилеем, особо отметил значение нашей деятельности по сертификации: «Сотни москвичей, сами того не подозревая, избежали беды, благодаря ответственности и компетентности специалистов Ростест-Москва».

За эти годы на товарном рынке сложилась конкурентная среда. Были сформированы потребительские институты. Появилась дистрибьюторская и дилерская сеть. Начал действовать общественный мониторинг безопасности и качества продукции. Требовательнее и грамотнее стал потребитель, ориентирующийся на приобретенный опыт и вызывающие доверие бренды.

КОГДА КОЛИЧЕСТВО НЕ ПЕРЕХОДИТ В КАЧЕСТВО

Одновременно шел процесс деградации обязательной сертификации, снижения ее качества и объективности. Расплодилось великое множество услужливых фирмочек, часто – «однодневок», не утруждавших себя собственно работой по сертификации, а, по сути, откровенно и на широкую ногу развернувших торговлю самими сертификатами без проведения каких-либо испытаний и соблюдения других «формальностей»! Привычной стала реклама типа «Сертификация за час!», «Сертификат с доставкой!» и т.п. Остряки такую деятельность стали называть «сертификцией».

Конечно, все это не могло не привести к девальвации самой идеи сертификации как механизма объективного подтверждения безопасности продукции. Для ее «реанимации» требовались новые подходы.

ЛИБЕРАЛИЗОВАТЬ НЕ ЗНАЧИТ ЛИБЕРАЛЬНИЧАТЬ

Сегодня очевидно, что ситуация начнет улучшаться только в том случае, если органы по сертификации начнут реально отвечать за предоставляемые им заключения. Если будет сформирована система жесткого судебного и государственного контроля за качеством и безопасностью продукции.

«Надо признать, что в целом традиционные инструменты госконтроля уже не работают в целях надзора за продукцией на рынке. – Таково мнение Руководителя Росстандарта А.В. Абрамова, высказанное в интервью газете «Коммерсант» в начале 2017 года. – Плановые или внеплановые проверки с предупреждением производителя далеко не всегда позволяют эффективно выявлять, устранять и предотвращать нарушения. Существующие законодательные ограничения для проведения государственных контрольных мероприятий и общее снижение контрольной нагрузки на бизнес не уравновешены адекватными мерами наказания для злостных нарушителей. К сожалению, даже в отношении серьезных правонарушений судебная практика идет по пути значительного снижения назначенных административных штрафов. В рамках совершенствования государственного контроля было бы правильным двигаться в сторону введения экономически обоснованных санкций в отношении нарушителей, соразмерных не только тяжести содеянного, но и размеру незаконно извлеченного дохода…

Необходима системная работа контрольно-надзорных органов и деятельности правоохранительных органов. Это необходимое, но недостаточное условие. Не меньшее внимание необходимо уделять созданию условий для развития цивилизованного рынка и поощрению добросовестного поведения».

Необходимость модернизации системы национальной сертификации ощущалась все острее: сертификация в сложившемся виде не выполняла свое предназначение. Руководитель Росстандарта признавал, что система сертификации ГОСТ Р во многом устарела и ее необходимо обновить.

ЗАКОН «ОБ ОЦЕНКЕ СООТВЕТСТВИЯ» БУДЕТ.

НЕ ПОЗДНЕЕ 2020 ГОДА

На данном этапе перезагрузки стандартизации необходимо суметь переосмыслить инструменты сертификации, создать современную инфраструктуру качества и предложить российским производителям, потребителям и ритейлерам авторитетную национальную систему сертификации, которой будут доверять все участники рынка.

Росстандарт и Минпромторг России стратегическую цель видят в разработке отдельного федерального закона «Об оценке соответствия», учитывающего российский опыт и лучшие зарубежные практики.

Новый закон призван обновить понятийный аппарат, более четко разграничить полномочия регуляторов, определить права и обязанности участников рынка, прописать все процессуальные правила и санкции к нарушителям.

ФЗ «Об оценке соответствия» планируется принять не позднее 2020 года.

КАК ВЕРНУТЬ ДОВЕРИЕ К «ДОБРОВОЛКЕ»

Перефразируя известную поговорку, можно сказать: береги доверие, как честь, смолоду! Уж очень трудно вернуть однажды подорванное доверие. В полной мере это относится к добровольной сертификации качества.

То, что добровольная сертификация стала катастрофически терять доверие, стало очевидно давно. К тому времени в стране насчитывалось более двух тысяч добровольных систем. Казалось, только ленивый еще не создал свою систему добровольной сертификации. Такие системы регистрировались в уведомительном порядке, впоследствии не предоставляя практически никакой отчетности о результатах своей деятельности. А многие системы лихо функционировали вообще без какой-либо регистрации. Государство как регулятор вообще не имело информации о том, что происходит с системами и их «бумаготворчеством» после их регистрации.

Между тем, доброволка при всей своей добровольности – не вольница. Процедура регистрации, считают эксперты, должна стать разрешительной – заявки на регистрацию добровольной системы должны подвергаться серьезной и квалифицированной экспертизе. Заявитель должен доказать, что предлагаемая им система нужна, показать, по каким правилам она будет работать, как к ней будут подключаться экспертные организации, лаборатории. И самое главное, на соответствие каким документам (стандарты, ТУ и пр.) будет осуществляться подтверждение соответствия.

Очевидно то, что должен быть контроль и за последующим функционирование систем добровольной сертификации: надо же понимать и оценивать, какие сертификаты и кому выдаются. Для этого Росстандарт должен быть наделен полномочиями по мониторингу таких систем, что предполагает предоставление регулярной, как минимум, ежегодной отчетности. И иметь право исключения систем, своей псевдодеятельностью откровенно дискредитирующих институт добровольной сертификации.

БОЛЬШАЯ ЧИСТКА

С предложением провести ревизию «доброволок» обратилась к Председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ».

Росаккредитация, вновь созданный государственный орган, осуществляющий сейчас контроль за этим сегментом бизнеса, начинает расчистку, в результате которой были лишены аккредитации (права на деятельность) без малого две тысячи компаний, работающих в области оценки соответствия продукции требованиям безопасности и качества. Много?! Да совсем нет! Это всего лишь десятая часть игроков, среди которых, нет сомнения, все еще куда больше, чем хочется, бесчестных. Эксперты говорят, что если чистить рынок услуг по сертификации «по-правильному», то таких систем никак не останется больше половины.

Но провести зачистку мало. Чтобы вернуть доверие к сертификации, будь она обязательной или добровольной, необходимы прозрачные правила игры, четко прописанные процедуры подтверждения соответствия, публичная отчетность о результатах работы, открытые реестры результатов оценки соответствия, четкая идентификация и прослеживаемость сертифицированной продукции, надлежащий инспекционный контроль со стороны органов по сертификации.

ЕСТЬ ТАКАЯ СИСТЕМА.

НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ

Именно на вышеизложенных принципах Росстандарт сформировал новую систему – Национальную систему сертификации (НСС).

Проект НСС был одобрен в конце 2016 г. на заседании Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции на рынке под председательством главы Минпромторга России Дениса Мантурова.

С помощью инструмента добровольной сертификации государство проверяет, действительно ли продукция, маркированная знаком «ГОСТ», является не только безопасной, но и соответствует требованиям стандарта по параметрам качества.

В законе о стандартизации закреплено, что ГОСТы становятся обязательными для продукции, которая заявляется на соответствующие стандарты. Да и как может быть иначе: назвался груздем – полезай в кузов! Закавыка, однако, в том, что в законодательстве не прописано, как и где маркированная знаком «ГОСТ» продукция должна проходить процедуру подтверждения соответствия стандарту. Этот пробел и устраняет Национальная система сертификации.

Сертификация в НСС предполагает обязательное проведение испытаний в аккредитованной лаборатории. По всем параметрам ГОСТ! Более того, чтобы получить право на маркирование продукции Знаком соответствия НСС, мало однажды пройти испытания и получить сертификат – правообладатель оставляет за собой право контроля за качеством на всем протяжении действия сертификата. Правилами сертификации предусмотрено, что в любой момент могут быть проведены контрольные испытания образцов, отобранных на производстве или при реализации.

Национальная система сертификации создана Росстандартом, и это серьезное ведомство взяло на себя за нее ответственность. Поэтому проведение сертификации на соответствие национальным стандартам и соответствующих испытаний доверено только органам по сертификации и испытательным лабораториям, созданным на базе государственных учреждений – ФБУ ЦСМ Росстандарта. У них есть возможности для объективной и полноценной экспертизы качества. И жестко спросить с них проще!

НСС ШАГАЕТ ПО РОССИИ!

Эксперты Ростест-Москва, которые предсказывали, что с началом действия НСС заявочного бума не произойдет, оказались правы. Это и понятно. Одно, ведь, дело продекларировать маркировкой соответствие своей продукции требованиям ГОСТ (как это было ранее), а совсем другое дело – подтвердить соответствие испытаниями «по полной программе» в независимой аккредитованной лаборатории.

То что производители присматриваются и примериваются к сертификации стало очевидно сразу. В первом эшелоне НСС малый и средний бизнес. Порядка 80% всех заявителей на участие в Национальной системе сертификации (НСС) - субъекты малого и среднего предпринимательства. Эксперты Ростест-Москва считают этот тренд закономерным. Дело в том, что эффективная рекламная кампания требует огромных средств, наличием которых малый и средний бизнес похвастаться не может. И в этом сильно проигрывает крупным компаниям, располагающим мощными рекламными бюджетами.

Теперь, с функционированием НСС лучшей рекламой продукции может стать знак «ГОСТ» на ее упаковке. Так, Национальная система сертификации выравнивает рекламные возможности производителей разного калибра. Малые и средние предприятия сразу это оценили, что со всей очевидностью и демонстрирует их интерес к участию в проекте. Подтверждение качества товара требованиям ГОСТ в НСС – мощный маркетинговый ресурс. И нет сомнений, что многие производители сегодня подтягивают уровень своей продукции и услуг, чтобы с высокой степенью уверенности решиться на сертификацию!

Процесс перерождения сертификации пошел, и можно надеяться, что она обретет те формы и наполнится тем содержанием, которые отвечают важности решаемых ею задач по подтверждению безопасности и качества продукции и услуг.

И ВПРАВДУ «ГОСТ» ИЛИ ОЧЕРЕДНОЙ ОБМАН?!

НЕТ, ТЕПЕРЬ ПРОСТО ТАК НЕ ОБМАНЕШЬ

Сведения о продукции, качество которой подтверждено в НСС, оперативно отражаются на сайте Росстандарта в специализированном Реестре объектов оценки соответствия, маркированных знаком национальной системы стандартизации (НСС), в котором представлена информация о производителях, прошедших оценку соответствия на требования ГОСТ. Так что у каждого потребителя появилась возможность всегда доподлинно выяснить, действительно ли продукт соответствует национальному стандарту, о чем заявляет производитель маркировкой ГОСТ? Причем, в полном объеме его требований ГОСТа: как по безопасности, так и по качеству.

Столкнувшись с обманом, люди смогут сообщить об этом в территориальные органы Росстандарта для принятия правообладателем соответствующих санкций.

Напомним, что за обман потребителя для юридических лиц установлены штрафы в размере от 100 до 500 тыс. рублей. Прибавьте к этому 5-миллионный штраф или же уголовную ответственность должностного лица, что предусмотрено за нарушение авторских прав, поскольку «ГОСТ» — зарегистрированный товарный знак РФ, от лица которой правообладателем выступает Росстандарт.

Недобросовестный производитель, использующий знак НСС без прохождения испытаний, рискует попасть в реестр продукции, маркированной знаком национальной системы стандартизации, но соответствие которой требованиям национальных стандартов не подтверждено. То есть угодить в «черный список», куда при выявлении будет «сливаться» контрафакт – товары с «липовой», ничем не обоснованной маркировкой «ГОСТ», которой жуликоватые производители бессовестным образом вводят народ в заблуждение.

Воспользовавшись своим мобильным устройством, потребитель сможет мгновенно, считав QR-код на упаковке, узнать, прошел ли интересующий его товар реальные испытания, или на торговом прилавке контрафакт.

Подтвержденная оценка соответствия продукции национальным стандартам дает определенные преференции тем, кто претендует на госзаказ. В Росстандарте (как и в правительстве в целом) находят здравой идею сделать соответствие требованиям НСС входным билетом для малых и средних компаний в систему закупок госкомпаний. Подтвердив качество своей продукции через НСС, им легче будет пройти корпоративную сертификацию. Первое соглашение на этот счет уже подписано с Газпромом.

Идеология формирования системы не предполагает создания барьеров для обращения продукции на рынке в отсутствие маркировки знаком национальной системы стандартизации.

Все производители и поставщики, которые хотят ставить знак ГОСТ на свой товар, обязаны дать согласие на внезапные проверки своей продукции в лабораториях Национальной системы сертификации (НСС).

Компании, которые не согласятся на такие жесткие условия, должны будут знак ГОСТ с упаковки убрать как ненадлежащую рекламу.

Промаркированные знаком соответствия ГОСТу товары в торговле могут быть в любой момент подвергнуты выборочным лабораторным испытаниям.

Росстандарт будет широко информировать о случаях выявления в рознице продукции, не соответствующей требованиям национального стандарта. 


Сертификация в НСС
тел. +7 (495) 668-27-42