Каждый производитель стремится привлечь внимание покупателя. С этой целью используют различные маркетинговые ходы, в том числе и указание на упаковке продукта дополнительной информации. В последнее время растет категория потребителей, ведущих здоровый образ жизни. Именно с расчетом на них и производятся продукты, маркируемые как «органик», «эко», «био», «натуральный». Давайте разберемся в правомерности использования этих терминов.
Начнем с органической продукции. Осталось совсем немного времени до введения в действие стандарта об органической продукции. Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступает в силу с 1 января 2020 г. В настоящее время производство органической продукции регулирует следующая нормативная документация:
ГОСТ Р 56508-2015 «Продукция органического производства. Правила производства, хранения, транспортирования» отменен с 01.11.2018 г.
Федеральный закон № 280-ФЗ регулирует производство, хранение, транспортировку, маркировку и реализацию органической продукции; определяет процедуру подтверждения соответствия и введение единого государственного реестра производителей органической продукции.
Самый главный пункт, прописанный в законе, – определение органической продукции. При этом оно отличается от понятия, данного в ГОСТ 33980-2016 «Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации». Органическая продукция – экологически чистые сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, производство которых соответствует требованиям, установленным настоящим Федеральным законом. Помимо этого дано определение «органическое сельское хозяйство» (совокупность видов экономической деятельности, при осуществлении которых применяются способы, методы и технологии, направленные на обеспечение благоприятного состояния окружающей среды, укрепление здоровья человека, сохранение и восстановление плодородия почв) и «производители органической продукции» (юридические и физические лица, которые осуществляют производство, хранение, маркировку, транспортировку и реализацию органической продукции и включены в единый государственный реестр производителей органической продукции).
Для сертифицированной органической продукции будет разработана отличительная маркировка в виде надписей и графического изображения (знака) органической продукции единого образца, что обеспечит считывание сведений о производителях и видах продукции с использованием технических средств. Судя по всему, планируется разработка QR-кода, консолидированного с цифровой маркировкой.
Форма и порядок использования единого знака органической продукции определяются федеральным органом исполнительной власти. Надписи на маркировке могут содержать слово «органический», а также его сокращения или слова, производные от этого слова. Наноситься знак должен на упаковку, потребительскую и (или) транспортную тару или иные носители информации, прикрепленные к ней либо помещенные в нее. Производитель, который использует знак органической продукции, соответствие которой не подтверждено, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Форма подтверждения органической продукции – добровольная сертификация, которая не заменяет обязательного подтверждения соответствия продукции. Не забывайте, что добровольная сертификация - длительный процесс, который может затягиваться до трех лет, поэтому задуматься о сертификации стоит уже сейчас.
Законом определено такое понятие, как «переходный период», а именно «...при переходе к органическому сельскому хозяйству и производству органической продукции устанавливается переходный период, в течение которого обеспечивается внедрение правил ведения органического сельского хозяйства и производства органической продукции». Не допускается размещать маркировку органической продукции на упаковке, потребительской, транспортной таре сельскохозяйственной продукции, сырья и пищевых продуктов, произведенных в переходный период.
Сертификация органической продукции должна осуществляться только аккредитованными органами по сертификации в области процессов производства органической продукции, в частности Орган по сертификации «Ростест-Москва» аккредитован по данному направлению в национальной системе сертификации.
Объектами добровольной сертификации являются процессы производства, хранения и реализации продукции органического производства растительного, животного, микробного происхождения, а также аквакультуры в натуральном, обработанном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу, используемые в качестве корма для животных, посадочного и посевного материала.
Основные требования добровольной сертификации переработанной, растительной и животноводческой продукции органического производства определены в ГОСТ 33980-2016. Рассмотрим их более подробно.
Для всей переработанной продукции:
Для растительной продукции:
Для животноводческой продукции:
Что касается использования приставки «био», то этот термин обозначен, например, в Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» (ТР ТС 033/2013): «При формировании наименований кисломолочных продуктов, обогащенных пробиотическими микроорганизмами и (или) пребиоти-ками, допускается использование приставки «био» с наименованием продуктов переработки молока, например: «биокефир», «биоряженка».
Для маркировки продукции часто используются термины «натуральный» и «эко». Но ни в одном действующем нормативно-правовом акте, нормативном или техническом документе, определяющем требования к пищевой продукции, эти понятия не установлены. Производитель должен помнить, что любая дополнительная информация, указанная на упаковке, должна быть доказана. За достоверность этой информации несет ответственность изготовитель продукта в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.