Главная О Ростест Услуги Новости МЕТРОЛОГИЯ ИСПЫТАНИЯ СИ ПОВЕРКА КАЛИБРОВКА ИСПЫТАНИЯ продукции НАУКА СЕРТИФИКАЦИЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ Издательская деятельность Филиалы ПОДДЕРЖКА Благодарственные письма
Пн-Чт 8:30 - 17:30 Пт 8:30 - 16:15
Публикации

Техническое регулирование на новом этапе развития: мозговой штурм

13 марта 2024

6 февраля 2024 г. стартовала ежегодная «Неделя российского бизнеса» — ключевое мероприятие Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) с участием представителей министерств и ведомств, промышленности и экспертного сообщества. В его рамках прошли 14 тематических отраслевых форумов, на которых обсуждались актуальные вопросы взаимодействия и долгосрочное планирование устойчивого экономического развития страны. Открыл «Неделю российского бизнеса» форум «Стратегические направления развития технического регулирования и стандартизации», собравший на Котельнической набережной 17 представителей Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС), Минпромторга России, Минстроя России, бизнеса и общественных организаций.

«Форумы «Недели российского бизнеса» — это своего рода стратегические сессии 33-го съезда РСПП, который состоится в апреле 2024 г. Мы рассчитываем, что каждый форум будет мозговым штурмом, обобщение поступивших предложений будет вынесено на съезд», — Александр Шохин, президент РСПП.

«Форум по техническому регулированию не случайно открывает «Неделю российского бизнеса», эта проблематика традиционно в течение 20 лет является приоритетной, а в нынешних условиях приобретает особое значение в связи с новыми вызовами: необходимостью ускоренного решения задач импортозамещения и обеспечением технологического суверенитета, выходом на новые рынки», — такими словами начал свое приветственное выступление президент РСПП Александр Шохин. Он обозначил основные темы обсуждения. Одна из них — совершенствование системы нормативного обеспечения строительного комплекса страны.

В настоящее время подводятся итоги выполнения работ по второй «дорожной карте» взаимодействия РСПП с Минстроем России. К ним относятся: сокращение обязательных требований (до 380 позиций); переработка массива сводов правил и стандартов — 90%; тройное уменьшение количества административных процедур (с 96 до 32); сокращение в 2022 г. количества специальных технических условий (СТУ) на 34% по сравнению с 2021 г. и в два раза по сравнению с 2020 г.

В настоящее время подготовлена третья «дорожная карта» взаимодействия на 2024—2025 гг., в которой предусмотрено завершение разработки технического регламента ЕАЭС «О безопасности строительных материалов и изделий». Документ также включает: мониторинг правоприменения изменений в Федеральный закон № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»; создание Реестра требований экспертизы проектной документации, экспертизы результатов инженерных изысканий; анализ фонда стандартов в области строительных материалов и изделий; поддержку применения металлоконструкций в строительстве.

А.Н. Шохин отметил важность контроля за выполнением требований технических регламентов (ТР) и сообщил: по данным опроса РСПП, более 60% промышленных компаний считают, что государственный контроль и надзор не мешают работе добросовестных производителей, а, скорее наоборот, способствуют защите их интересов.

Так как госконтроль и надзор за требованиями 13 действующих ТР ЕАЭС в последние годы не осуществлялся, РСПП неоднократно обращался в правительство с предложением о его восстановлении, в итоге получил поддержку. Как результат — одобрение эксперимента по восстановлению государственного контроля в сфере строительных материалов и изделий, с тем чтобы далее распространить его опыт на другие виды продукции.

Президент РСПП говорил об интеграционных процессах в рамках ЕАЭС, БРИКС и ШОС, приобретающих особую значимость в связи с необходимостью ухода от использования европейской системы стандартизации в отечественном промышленном производстве. Опрос РСПП показал, что 28% российских компаний используют зарубежные стандарты при выпуске более половины своей продукции. Докладчик выразил надежду, что председательство России в БРИКС позволит сделать прорыв в решении этой задачи и отметил, что подписание соглашения между РСПП и МГС несет дополнительные возможности в данном направлении.

Стандартизация в сфере цифрового развития также была обозначена в качестве важнейшей темы обсуждения форума.

О тенденциях совершенствования системы технического регулирования в 2024 г. рассказал заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Михаил Юрин. Он подробно остановился на путях развития ее инструментов, среди которых запуск проекта «Цифровое техническое регулирование ЕАЭС», реализация антикризисных мер, перезагрузка сферы добровольного подтверждения, восстановление контроля (надзора) за техрегламентами и др. К антикризисным мерам докладчик отнес: недопущение выпуска фальсификата и контрафакта на фоне открывающихся новых рынков; предоставление полноценных документов об оценке соответствия технически сложных и потенциально опасных видов продукции; сохранение мер технического регулирования для изготовления добросовестными производителями качественной и безопасной продукции под своими марками. Было высказано предложение вернуть контрольно-надзорные полномочия Росстандарту, имеющему опыт и наличие экспертной поддержки со стороны разветвленной региональной сети Центров стандартизации, метрологии и испытаний (ФБУ ЦСМ).

Выступление Сергея Музыченко, заместителя министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации было посвящено совершенствованию системы технического регулирования в строительной отрасли. Он подробно рассказал о работе Минстроя России над третьей «дорожной картой» и подчеркнул важность технического регулирования как ключевого направления в строительстве, которое оказывает влияние и на ценовую политику, оптимальность принятых проектных решений.

Перспективы развития системы технического регулирования ЕАЭС в своем выступлении раскрыл Максим Ким, заместитель директора департамента технического регулирования и аккредитации ЕЭК. Он также остановился на ходе разработки ТР ЕАЭС «О безопасности строительных материалов и изделий», отметив, что особого внимания требуют положения, касающиеся установления форм и схем оценки соответствия, а также обеспечения защиты как потребителей, так и производителей от небезопасного импорта; разработки необходимых стандартов; надлежащего качества государственного контроля.

Говоря о цифровом техническом регулировании ЕАЭС, докладчик выделил шесть аспектов, формирующих его экосистему: цифровизация процессов формирования обязательных требований; единая цифровая платформа стандартизации; цифровизация деятельности по аккредитации и принятию решений; цифровизация работ по оценке соответствия; цифровая трансформация сферы обеспечения единства измерений; цифровая платформа государственного контроля (надзора).

Модератор форума Андрей Лоцманов, заместитель сопредседателя Комитета РСПП по промышленной политике и техническому регулированию, председатель Совета по техническому регулированию и стандартизации при Минпромторге России рассказал о взаимодействии РСПП и Минстроя России и сделал акцент на целесообразности восстановления государственного контроля и надзора за выполнением требований технических регламентов ЕАЭС. Он сообщил, что создан и активно работает Координационный совет председателей национальных и межгосударственных технических комитетов по стандартизации (ТК) в области цифрового развития. В его состав входят 16 ТК, в рамках которых в 2023 г. разработано порядка 150 стандартов для целей цифровой экономики.

Генеральный директор Российского института стандартизации Денис Миронов выступил с докладом «Верификация данных в стандартизации: ключевой фактор в обеспечении качества продукции». Он проинформировал о ходе цифровой трансформации и правовых основах распространения документов Федерального информационного фонда стандартов.

Перспективам развития межгосударственной стандартизации посвятил свое выступление ответственный секретарь Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации Владимир Черняк. Он сообщил, что стратегия развития МГС до 2030 г. предусматривает пять направлений, 32 цели и 76 мероприятий. При этом, по данным на 2023 г., фонд документов по межгосударственной стандартизации содержит почти 27 тыс. единиц, из них свыше 17 тыс. приняты до 1991 г., средний возраст документов — 23,77 года, а средний срок разработки составляет 25 месяцев, и его следует сокращать. Фонд нуждается в пересмотре и актуализации документов — устаревшие необходимо отменить или внести изменения в них. Основной груз работ по межгосударственной стандартизации лежит на Российской Федерации, за ней закреплено 113 из 135 межгосударственных ТК, необходима активизация других стран, входящих в МГС.

Межгосударственная стандартизация должна стать эффективным инструментом поддержки взаимной торговли. Этому будет способствовать расширение практики применения ГОСТ, связанных с техническими регламентами ЕАЭС и других интеграционных объединений.

Об опыте использования инструментов стандартизации для обеспечения качества выпускаемой продукции говорил руководитель АНО «Российская система качества», председатель Общественного совета Росстандарта Максим Протасов. Он предложил продолжить работу по включению ссылок на документы в сфере стандартизации в нормативные правовые акты, касающиеся в том числе социально значимых видов продукции (для детей, охраны здоровья и т.д.), ввести обязательное использование документов национальной системы стандартизации при идентификации и оценке соответствия продукции с отличительными признаками (функциональные продукты, лечебные минеральные воды и т.п.).

Константин Леонидов, председатель Комитета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по техническому регулированию, стандартизации и качеству продукции выступил на тему «Стандартизация и техническое регулирование как базис инфраструктуры качества». Он подчеркнул, что задача института технического регулирования — допуск на рынок продукции, соответствующей минимальным требованиям безопасности, — не осуществима без обеспечения единства измерений. Докладчик указал на недостаточный темп пересмотра стандартов — приращение фонда документов происходит в основном за счет разработки новых стандартов, что не способствует снижению среднего возраста документов по стандартизации.

Директор Института Китая и современной Азии РАН, президент АНО «Национальный координационный центр международного делового сотрудничества» (НКЦ МДС) Кирилл Бабаев рассказал об основных направлениях работы возглавляемой им организации по координации международного делового сотрудничества, в том числе содействию промышленной кооперации между Россией и Китаем.

Обсуждение велось в очном и онлайн-форматах. Присутствующие в зале и следящие за выступлениями по видео-конференц-связи имели возможность задать вопросы и принять участие в дискуссии. Она получилась живой и обстоятельной, что является доказательством интереса профессионального сообщества к диалогу с представителями министерств и ведомств в направлении совершенствования системы технического регулирования с учетом новых вызовов и рисков.

Материал подготовила заместитель главного редактора журнала «Стандарты и качество» Алена МАКИЕВА

Источник:
«Стандарты и качество» № 3 (1041) 2024 г.