Чем отличается «евроремонт» от ремонта, который мы называем «обычным»? Да ничем, кроме… мелочей! Точнее, качества в мелочах. А в мелочах, как известно, дьявол! Это если, как водится при обычном ремонте, пренебрегать вроде бы не очень существенными недоделками типа скособоченной розетки, неаккуратно прибитого плинтуса, подтеков краски… Список этих досадных и столь в последующем раздражающих «мелочей», можно продолжать долго. Оставленные «на потом», «до лучших времен», они остаются, как правило, … навсегда! Во всяком случае, до следующего ремонта. Со времен, ведь, Козьмы Пруткова известно, что нет ничего более постоянного, чем временное.
К чему мы про все это в преддверии разговора про шлифовальные машины? По той причине, что есть инструменты, без которых качественный ремонт невозможен. В их числе — шлифовальные машины. Да, без шлифовальной машины сделать ремонт, конечно, можно. Тот самый — «обычный». Но «евро» — нет!
Все дело в том, что шлифование, полирование и зачистка — это как раз те операции, на которых рабочие очень часто начинают халтурить, то есть не доводить результат до уровня тех требований, которые предъявляются к качеству отделочных работ. И так, мол, сойдет! Уж очень эта работа монотонная, трудоёмкая, кропотливая, шумная, пыльная и… малозаметная. Заметной, бросающейся в глаза некачественно выполненная работа становится потом, на следующих этапах. Когда, например, на неподготовленную толком поверхность наносится финишное дорогостоящее покрытие. Требующее идеально гладкой основы, оно «волшебным образом» проявляет, подчеркивает, делает видимыми ранее невидимые ее неровности и шероховатости. В результате — вся работа насмарку!
Такое происходит, если рабочие, не имея шлифовальной машинки, вынуждены шкурить вручную, используя в качестве шлифовального инструмента наждачку (она же: шлифовальная шкурка) — либо зажатую в руке, либо, в лучшем случае, закреплённую на деревянном бруске. О каком, спрашивается, качестве в этой ситуации может идти речь?! Другое дело, когда на смену далеко не самой приятной ручной работе приходит техника!
Итак, шлифовальные машины (они же: шлифмашины) — электрический узкоспециализированный инструмент, эффективно применяемый при черновой и чистовой шлифовке деревянных деталей, а также стен и швов после шпаклевки, при снятии лакокрасочного покрытия и ржавчины, удалении заусениц и т.п.
Обработке может подвергаться не только дерево, но металл, пластик, натуральный и искусственный камень, композитные материалы и др.
В продаже представлены шлифовальные машины разного типа. Мы в этой публикации остановимся на вибрационных и дельтошлифовальных машинках для бытового использования. Они относятся к классу «хобби» (любительские), при этом их функционал вполне достаточен, чтобы справиться с теми задачами финишного (чистового) шлифования, которые обычно нам и приходится решать в работах по дому.
Рабочей частью этого инструмента служит платформа (она же: подошва). Это делает шлифмашику по принципу работы схожей с утюгом.
Платформы бывают двух размеров: «стандарт» и «мини». Выбирайте, в зависимости от того, какие работы вам предстоят и каких габаритов машинка будет удобнее, проходимее.
У вибрационных машинок платформа прямоугольной формы. У дельтошлифовальных — треугольная, с заостренным носиком, что их внешне еще больше сближает с утюгами, делает юркими, расширяет возможности эффективного применения при работе с небольшими предметами и сложными поверхностями, в узких, зажатых условиях.
Платформы машинок подешевле изготавливаются из стали или высокопрочной пластмассы. Если есть возможность раскошелиться, то лучше приобрести модель с литой подошвой из сплавов с содержанием алюминия или магния. Оно того стоит, поскольку машинки такого класса отличаются более точной балансировкой подошвы и, как следствие, пониженным уровнем вибрации и шума (в чем можно убедиться прямо в магазине, протестировав шлифмашину на холостом ходу).
Сменная шлифовальная шкурка крепится к платформе с помощью липучки или подпружиненных зажимов. Что лучше? На фиксирование шкурки зажимами уходит больше времени. Липучки удобнее, но со временем утрачивают клеящую способность. Если не знаете, какой способ крепления предпочесть, можете найти модель, в которой реализованы одновременно и тот, и другой способы крепления шкурки.
Подошва шлифмашинок перфорируется. Через эти отверстия отводится возникающая в процессе работы пыль, которая затем складируется в предназначенном для нее контейнере или транспортируется в пылесборник агрегатированного с машинкой пылесоса.
При включении в электросеть платформа приходит в рабочее движение. В принципе оно напоминает те манипуляции, которые мы делаем при ошкуривании предмета вручную.
С точки зрения функциональности возвратно-поступательные вибрационные движения машины (то, что мы выше назвали рабочим движением) характеризуют два параметра: частота колебаний и амплитуда (она же: «ход платформы» или же «длина рабочего хода»).
Частота колебаний в различных моделях — до 20 и более тысяч ходов подошвы в минуту. Известно, что многих потребителей подкупают более высокие величины функциональных характеристик. Скажем, если скорость, то пусть будет повыше: авось, пригодится! Но пригодится ли? И всегда ли более высокая скорость лучше?
В нашем случае шлифовальная машинка с большей частотой, действительно, быстрее справится с работой. Но… с худшим качеством, чем менее стремительная и потому более «дотошная».
Как тут не вспомнить немцев, славящихся качеством своей работы: качество не любит быстро, качество любит хорошо!
Так что если вы хотите, чтобы было не только быстро, но и хорошо, то вариант выбора машины безальтернативен: модель с изменяемой частотой движения платформы. Но к технике с электронной регулировкой частоты хода надо приноровиться. Если это удастся, вы сможете подбирать нужную скорость с учетом особенностей конкретных поверхностей и специфики обрабатываемого материала. К примеру, легкоплавкие материалы следует обрабатывать на пониженных оборотах.
На производительность также влияет амплитуда хода платформы. В подавляющем своем большинстве шлифмашинки в процессе работы перемещаются в пределах от 1 до 3 мм (в зависимости от модели). Но есть и с более широким захватом — до 5–6 мм. Чем шире амплитуда, тем быстрее будет сделана работа. Но и тут действует то же правило: быстрота достигается ценой более грубой обработки поверхности.
Иногда пользователи усиленным нажимом на шлифмашинку пытаются ускорить работу и улучшить ее качество. Но если чрезмерное усилие и ускорит, так только выход техники из строя. Поэтому желательно, чтобы машинка была оборудована функцией контроля давления. Вообще технику надо любить и избегать каких-либо насилий.
Мощность большинства вибрационных шлифмашин в пределах от 150 до 300 Вт. Но есть и гораздо мощнее. Их преимущество в том, что они терпимее к нагрузкам и могут более длительное время работать, не перегреваясь, на низких оборотах без перерыва. При значительных объемах работ это, безусловно, важно. И настолько, что не отпугнут ни увеличенные габариты, ни масса. Тем более что с таким оборудованием, как правило, трудятся на верстаках, где повышенная масса скорее преимущество, нежели недостаток.
Если же вы работаете со шлифмашинкой не на верстаке, а «по месту», причем, держите ее на вытянутых руках, то излишняя массивность, конечно же, создаст проблемы! Вы быстрее станете ощущать усталость, что, в свою очередь, будет сказываться на качестве работы. Так что здесь вы в полной мере оцените такие свойства менее мощных машинок, как маневренность, компактность, легкость.
Мельчайшая, всепроникающая пыль — бич, как для самих работающих, так и для шлифмашинки. Поэтому очень важно убедиться в том, что в выбранной вами модели реализована достаточно эффективная система пылеотвода. Пластмассовый пылесборник удобнее в эксплуатации, нежели тряпичный мешок. Однако самый эффективный и экологичный способ пылеудаления реализован в моделях с опцией подключения к пылесосу. Ни пылью не надышишься, ни рук не замараешь. Одна беда, что шум от одновременно работающих шлифмашинки и пылесоса таков, что без защитных наушников не обойтись. Ну и затраты на электроэнергию удваиваются.
Выше мы говорили, что пыль, возникающая в процессе работы шлифмашинки, отводится из рабочей зоны через отверстия в ее платформе. Для этого они должны совпадать с соответствующими дырочками в оснастке (шлифовальном листе). Поскольку у разных машинок различные системы перфорации (количество, диаметр отверстий и схема их расположения на рабочей поверхности), то может возникнуть проблема с приобретением «родных» листов (нужного стандарта). На этот случай всегда есть в продаже универсальные шкурки (без отверстий). Чтобы не задохнуться от пыли, вам придется самостоятельно продырявить в ней отверстия в нужных точках. Лениться с этим не стоит: не бережете себя, поберегите технику! Использование целикового шлифовального листа (без проделывания в нем отверстий) не только создает неудобства оператору, загрязняет помещение, но и приводит к ускоренному износу инструмента.