«Бери больше, кидай дальше, и вся недолга!». Так,
снисходительно, мы говорим про не требующую квалификации работу по ручной уборке
снега. Беда только в том, что… не очень-то накидаешься! Зимы у нас снежные, и радует
только первый нежный снежок, убрать который лопатой одно удовольствие: и свежим
воздухом подышишь, и физически разомнешься. Но очень быстро мы начинаем проигрывать
погоде: не успеваешь один снежный завал разгрести, а уже намело заново. Как тут
не вспомнить про Сизифов труд! Ну а если вы наезжаете в загородный дом только по
выходным, то уборка напавшего за неделю снега, да еще смерзшегося да слежавшегося,
просто становится неразрешимой задачей… Машину на участок не загнать, к дому не
подойти. Хоть весны жди!
Впрочем, так было. Сегодня, если у вас есть на это финансовые средства, вы
можете приобрести снегоуборочную технику.
Модельный ряд оборудования для уборки
снега достаточно представителен, и начинается с так называемой электролопаты, которую,
по аналогии со скатертью-самобранкой, можно назвать лопатой-самоуборкой. Такой помощник
значительно облегчит участь того, кто возьмет его на вооружение. Вращающийся ротор
с лопастями без каких-либо ваших усилий отбросит собранный в ковш снег на 4-6 метров
в сторону. Вряд ли вы сможете с подобной энергией махать лопатой, не будучи отменным
спортсменом. Чтобы облегчить скольжение, ковш лопаты должен быть оборудован полозьями.
Тем не менее, назвать проход с электролопатой
(массой порядка 5 кг) по снежной целине приятной прогулкой, как говорится, язык
не повернется: чтобы обеспечить наполнение ковша лопаты снегом, придется-таки приложить
мускульную энергию. Поэтому такой инструмент эффективен главным образом для очистки
узких дорожек и небольших площадок. Или же как инструмент для финишной очистки территории,
предварительно освобожденной от снега более производительными механизмами – снегоуборщиками.
Маневренность делает электролопату идеальным инструментом для очистки узких и витиеватых
дорожек, зон отдыха, детских площадок, проходов между кустами…
Есть образцы снегоуборочной техники
по вполне демократичным ценам, а есть и те, стоимость которых многим покажется запредельной.
От чего же она зависит? От того, насколько эффективно данная машина справляется
с той самой задачей: бери больше, кидай дальше! Ну а строго говоря, стоимость снегоуборочной
техники зависит от уровня функциональных параметров, реализованных в данной конкретной
модели, таких, как производительность, проходимость, управляемость и маневренность,
компактность конструкции, комфортность эксплуатации. Поясним, за счет чего и как
реализуются эти качества? И какое значение они имеют для конкретных условий эксплуатации
снегоуборочной техники?
Как правило, потребители, надумавшие приобрести снегоуборщик, прежде всего,
задаются вопросом, что лучше - электрический вариант исполнения или бензиновый (ДВС)?
Ответ не может быть однозначным. И электродвигатель,
и ДВС имеют свои плюсы и свои минусы.
Машины на электрическом ходу более доступны
по цене. Что, конечно, обуславливает их конкурентоспособность, но при условии, если
вы готовы мириться с их сравнительно невысокой производительностью (в сравнении
с бензиновыми, о которых отдельно поговорим ниже). Вместе с тем, «мощей» в 1,5-2
КВт вполне достаточно, чтобы электрический снегоуборщик уверенно справлялся со снежным
покровом высотой до четверти метра.
При этом вам не придется думать про пополнение запаса топлива. Не придется
прекращать работу для дозаправки. Не будете знать заморочек с запуском двигателя
в холода. Они «легки на подъем»: их масса где-то от 5 до 10 кг, в то время как бензиновые
тянут на 30-40 кг! Большим плюсом для многих пользователей является их экологичность:
убирая снег, вы будете избавлены от необходимости дышать бензиновым выхлопом. И
шума куда меньше!
Однако «электрик» зависим от… электророзетки!
И, будучи ограниченным по мощности, не осилит очистку больших территорий. И усложненного
ландшафта. Скажем, если вы наезжаете на дачу только на выходные, то электрическому
снегоуборщику вряд ли справиться с образовавшимися за рабочую неделю сугробами слежавшегося
снега.
В этих ситуациях вам не обойтись без
куда более производительного бензинового снегоуборщика – мощностью в более 2-2,5
кВт. А для очистки больших территория и того больше. Скажем, для уверенной уборки
шести соток потребуется двигатель мощностью от 3,5 до 5 л.с.
Но при этом бензиновые снегоуборщики много массивнее
электрических. Как мы упомянули выше, их масса в районе 30-40 кг, в то время как
электрические конкуренты весят много меньше – от 5 до 10 кг. По этому параметру
бензиновые снегоуборщики приходится подбирать, соизмеряясь с физическими возможностями
оператора.
Как говорили выше, серьезным минусом
электрического оборудования считается его зависимость от электросети. Однако эта
зависимость становится все меньше с появлением мощных литий-ионных аккумуляторов,
которые обеспечивают работу снегоуборщика в течение час без подзарядки. Аккумуляторами
оснащаются, как электрические, так и бензиновые модели.
Если вы имеете достаточные основания
рассчитывать на свои мускулы, то у вас есть возможность изрядно сэкономить, приобретя
машину несамоходного типа. То есть с ручным перемещением: давай-толкай! А толкать
приходится машину весом 12-15 кг и более. Прибавьте сюда массу снега, которая вмещается
в ковш шириной 40-50 см. Не смотря на то, что несамоходы оборудуются двухколесным
шасси, заставить их двигаться (прокладывая путь) по снежной целине – удовольствие
нелегкое. Что особенно проблематично в условиях сложного рельефа - при уборке неровных
и наклонных поверхностей в ухабах, кочках и рытвинах. Согласитесь, что требуемые
для этого усилия, конечно же, не всем могут оказаться по силам. Будьте готовы и
к тому, что несамоходной машиной не разворошить и, стало быть, не убрать слежавшийся
пласт снега. Но вот с задачей перебросить с дорожек и площадок рыхлые снежные массы
на расстояние в 3-5 метров она справится уверенно.
Большей частью снегоуборщики с ручным
перемещением изготавливаются на электродвигателях. Но можно приобрести и более производительный
– бензиновый.
Много комфортнее машины с приводом на колеса. Самоходная техника, которая, как следует из определения ее типа, «сама пойдет»! Только направляй. Наличие дополнительных передач (о трансмиссии мы подробно еще поговорим) даст возможность варьировать темп работы. Вместе с тем, только легкостью перемещения достоинства «самоходов» не исчерпываются. Такому уборщику по зубам снег любой плотности. Понятное дело, что они дороже машин с ручным перемещением, и существенно, но, несмотря на это, «самоходы» при своих очевидных достоинствах являются наиболее востребованными моделями.
Приняв решение о приобретении самоходного
снегоуборщика, на следующем этапе вам предстоит сделать выбор между одноступенчатыми
и двухступенчатыми.
В чем разница? Технология системы одноступенчатой
очистки реализуется в менее дорогостоящих снегоочистительных машинах малой мощности.
В этом случае винтообразный шнек сам и захватывает (собирает) снег, и его отбрасывает.
Чтобы совершить эти две операции, рабочий вал должен вращаться с высокой частотой.
Но быстро не всегда хорошо! По причине вращения с большой скорости зубцы шнека не
всегда успевают «разжевать» собираемую снежную массу. Недостаточное качество разрыхления
грозит обернуться тем, что оказавшаяся инструменту не по зубам ледышка может повредить
оборудование. Покупая такую модель, вы должны быть готовы к тому, что ей по зубам
только свежевыпавший снег.
Если же вы хотите быть во всеоружии
и на случай плотно слежавшегося снега, придется раскошелиться на модель с системой
двухступенчатой (шнекороторной) очистки. В таких машинах можно сказать реализуется
принцип «поспешай – медленно». Первая ступень медленным вращением шнекового ножа
обеспечивает захват снега и достаточно тщательное «пережевывание» зубьями даже отсыревшей,
плотной, слежавшейся массы. На второй же ступени осуществляется ее собственно отбрасывание
механизмом, называемым ротором (крыльчаткой).
Есть модели и с трехступенчатой системой.
В них снежная масса подвергается дополнительной очистке, чтобы свести к минимуму
риски попадания в крыльчатку снегоотбарасывателя разрушительных льдин и комьев.
Снегоуборщик на гусеничном шасси даже
не заметит какие-либо неровности... Проходимость танка! Легко взберется в крутую
горку…Его не остановят даже бордюры. Есть участки с рельефом, который осилит только
гусеничный снегоуборщик.
Но… все познается в сравнении. Гусеничные
уступают колесным в быстроходности. И в маневренности: делать повороты на колесном
много проще, удобнее. Но, выбирая колесный, помните, что проходимость по снежным
завалам будет тем лучше, чем толще колеса, чем шире их диаметр, глубже – протектор.
Говоря выше об электрических снегоуборщиках,
мы в качестве их преимуществ отметили уверенный запуск двигателя. В бензиновых машинах
система запуска в условиях низких температур – слабое место. Особенно в бюджетных
моделях малой мощности, которые оснащаются только ручной системой пуска (механическим
стартером-шнуром): в сильные холода, сколько ни дергай «за веревочку», скорее пусковой
шнур вырвешь с корнем, нежели заведешь.
Самый простой способ обеспечить легкость
и надежность пуска при низкой температуре – содержать технику в отапливаемом помещении.
Если у вас нет теплого гаража для снегоуборщика, а вы хотите всегда быть уверенным
в запуске, то придется раскошелиться, и значительно, на снегоуборщик, адаптированный
к нашим морозам, – с электронным зажиганием, ручным стартером. Такие модели называют
«зимними» (как будто есть летние модели снегоуборочной техники!).
Впрочем, есть и более экономичный вариант
– снегоуборщики, оснащенные системой электрического запуска. Запустив такой от бытовой
сети 220 В, вы можете не опасаться не очень длительных технологических перерывов
в работе (а они необходимы, чтобы не перегружать двигатель нагрузкой): пока двигатель
вновь не выморозится, машина легко будет запускаться пусковым шнуром.
Важный эксплуатационный параметр снегоуборочной техники, характеризующий ее
производительность, габариты ковша: ширина и высота захвата. Чем больше габаритные
размеры, тем больше масса, «за раз» захватываемая и отбрасываемая ковшом.
По данным испытательного центра ФБУ «Ростест-Москва», ширина ковшов находится
в пределе от 330 до 620 мм, а высота – от 210 до 510 мм.
Выбирая снегоуборщик, убедитесь в прочности
и жесткости короба ковша, что является важнейшим условием его ресурса.
Выброс снега производится через выпускной
желоб (он же: дефлектор). Дальность выброса маломощных снегоуборщиков, как правило,
не превышает 5 метров. Модели средней и высокой мощности способны отбрасывать массы
снега на расстояние более 10 метров.
В простейших бюджетных моделях в этом механизме ничего особенно хитрого нет.
Оператор вручную поворачивает выпускной желоб в направление желательного выброса
снега, и, также, вручную регулируя угол наклона желоба, устанавливает дальность
выброса.
В моделях более высокого уровня комфортности
вручную осуществляется только регулировка дальности выбора (наклон козырька). А
вот управление желобом «по сторонам света» уже механизировано и осуществляется оператором,
не сходя с «капитанского мостика» посредством вращающейся ручки.
В моделях самого высокого класса и направление
выброса, и его дальность полностью осуществляются с панели управления, оборудованной
специальными джойстиками. Система дистанционного управления желобом избавляет от
необходимости приостанавливать работу в каждом случае, когда требуется подкорректировать
выброс снежной массы.
Зубья шнека могут быть:
Желоба, из которых выбрасывается снег, делают из металла либо пластика. Невысокая цена последнего, как можно подумать, не является единственным его плюсом. С пластиком вас не будет беспокоить коррозия. Меньше хлопот будет доставлять налипание снега. Но вот по ресурсу прочности пластиковый желоб, конечно же, проигрывает металлическому.
Когда вы выясните, что у снегоуборщиков
может быть до 6 передач, то может возникнуть вопрос: зачем мне столько скоростей,
ведь, я не собираюсь участвовать в гонках?!
Конечно «многоскоростники» совсем не
для того, чтобы устраивать гонки. Более того, ни в коем случае не рекомендуется
перегружать машину уборкой твердого снега на большой скорости. Наличие нескольких
передач дает возможность подстраивать толкающее усилие - под сопротивление, под
разную плотность снежной массы. При работе с плотным и мокрым снегом рекомендуется
использовать первую и вторую передние передачи. Третью и четвертую (средние) – при
уборке легкого снега. Пятую и шестую для транспортировки машины к местам работ и
стоянки.
К излишествам нередко относят такие
дополнительные опции, как наличие фары и подогрев ручек. Может быть это, конечно,
и так, но и то, и другое не только комфортно и приятно, но и полезно. А то, что
имеет практическую пользу, вряд ли правильно считать излишеством. Поясним. Световой
день зимой очень короток. Если вы работаете, то, наверняка, к вашему возвращению
домой будет темно, и наличие фары становится непременным условием эффективной и
безопасной эксплуатации этого оборудования.
Подогрев ручек – тоже в морозы не барство. Но можно обойтись и теплыми рукавицами.
Тем более что в снегопад подогревом ручек разумно не пользоваться: снег, падая на
подогретые ручки, будет таять, делая их мокрыми. Комфорт превращается в … дискомфорт.